В сентябре о роли округа в Арктической стратегии России немало говорилось на состоявшемся в Архангельске Арктическом форуме. А в октябре на ненецкую землю ступил Президент РФ Дмитрий Медведев. Эти события в жизни округа в уходящем году можно по праву назвать ключевыми.
Севморпуть — дорога в будущее
6 августа в столице НАО состоялось заседание Совбеза под председательством секретаря Совета безопасности Николаем Патрушевым.
Сегодня Арктика и ее природные богатства являются сферой притязаний многих государств мира. При этом они претендуют не только на арктический шельф, но и на Северный морской путь, проходящий в территориальных водах России. Дело дошло до того, что некоторые государства предлагают даже вывести эту морскую магистраль из-под юрисдикции нашей страны. Чтобы этого не допустить, Россия должна сама значительно активизироваться в Арктике. Николай Патрушев сослался на слова президента Дмитрия Медведева, который подчеркнул, что Арктика становится ключевой стратегической ресурсной базой России в XXI веке.
Напомним, что уже в следующем году общий объем грузопотока по СМП может превысить пять миллионов тонн. В целом, по прогнозам экспертов, грузооборот по ней увеличится более чем в десять раз. Объем перевозок к 2020 году должен вырасти до 64 миллионов тонн, а к 2030 году — до 85 миллионов тонн. При всей своей протяженности этот маршрут на 2440 морских миль короче, чем трасса через Суэцкий канал, что сокращает длительность рейса на десять суток, а также экономит около 800 тонн топлива на среднестатистическое судно. Недаром наши геополитические конкуренты за обладание природными богатствами Арктики «положили глаз» на Севморпуть, проложенный поколениями русских и советских мореходов-полярников.
Эта стратегически важная и протяженная транспортная магистраль должна иметь единый центр управления. Многие СМИ в репортажах с заседания Совбеза озвучили предложение губернатора НАО Игоря Фёдорова о том, что управление Севморпутём должно осуществляться из Амдермы, которая имеет немало преимуществ перед другими портами, претендующими на эту роль. Шаги в данном направлении уже делаются. Так, планируется превратить порт Амдерма в главную аварийно-спасательную базу Севморпути. Всего же будет организовано десять центров МЧС вдоль трассы СМП.
Немаловажное значение будет иметь и реконструкция аэропорта «Амдерма», который с января 2012 года становится федеральным казенным предприятием — такое предложение было внесено губернатором Игорем Федоровым на прошедшем в столице округа заседании Морской коллегии, а затем вошло в протокол выездного совещания Совета безопасности.
Рельсы ведут к океану
Сегодня Ненецкий автономный округ не имеет железнодорожный путей, связывающих его с другими регионами России. О необходимости проложить магистрали к заполярным портам говорилось на Втором Арктическом Форуме, состоявшемся в сентябре в Архангельске. Делегация НАО на форуме была многочисленной и представительной. Всего же в его работе приняли участие около 400 человек. Выступил на Арктическом Форуме и премьер Правительства России Владимир Путин.
В выступлении Главы Правительства была подчеркнута роль, которую должен сыграть в развитии Севморпути порт Варандей. Для этого порт необходимо модернизировать. Наряду с этим важнейшей задачей становится строительство в округе транспортной инфраструктуры, в частности — новых железнодорожных магистралей, соединяющих Сосногорск с Индигой и Воркуту через Усть-Кару с Амдермой. Это, так сказать, программа-максимум. Ближайшая же задача — завершить строительство автодороги Нарьян-Мар-Усинск, которая свяжет Ненецкий автономный округ и Республику Коми. Сегодня успешно развивается сотрудничество между столицей НАО и Усинском: между двумя городами подписано соответствующее соглашение; не так давно в Нарьян-Маре состоялся большой концерт авторов и исполнителей из Усинска.
Строительство автодороги становится еще одним шагом в развитии взаимоотношений двух городов. Так же, как прокладка железнодорожных магистралей способствует дальнейшему сближению двух северных регионов.
Индига должна превратиться в глубоководный порт, который станет конечной точкой строящегося газопровода.
Говоря о стратегии освоения Арктики, делегаты форума, прежде всего, обсуждали перспективы развития СМП и роль в этом полярных регионов России, в частности — Ненецкого автономного округа.
— НАО-де-факто и-де-юре является отправной точкой, воротами Севморпути, — подчеркнул участвовавший в работе форума заместитель губернатора НАО по вопросам инфраструктурного развития Ян Берлин. — Сегодня это Карские ворота, пролив Югорский Шар. Ведется дискуссия о том, чтобы сдвинуть границу СМП на Запад — до Каниного носа. Точки, думаю, расставит федеральный закон. Но следование Северным морским путем предполагает сборы с тоннажа идущего судна. Когда мы говорим о движении грузов по всей трассе СМП — это понятно. Но при этом из законодательного поля выпадают каботажные перевозки-то есть завоз грузов в побережные населенные пункты. Они также подпадают под действие тарифов СМП. Однако северный завоз финансируется бюджетом. Зачем увеличивать на него нагрузку? Наша позиция в том, чтобы эти тарифы для каботажных перевозок либо убрать, либо минимизировать.
Губернатор НАО Игорь Федоров в составе представительной делегации во главе с заместителем Председателя Правительства Игорем Сечиным посетил морскую ледостойкую платформу «Приразломная», расположенную близ побережья Ненецкого автономного округа. На ее борту было подписано соглашение между «Объединенной судостроительной корпорацией» и итальянской компанией «САЙПЕМ СпА» о создании новой компании по реализации совместных проектов в нефтегазовой отрасли. «Событием, выходящим далеко за рамки Ненецкого округа» назвал это визит губернатор НАО. А премьер Владимир Путин оценил событие как «одну из точек экономического роста».
Чистая вода и комфортное жилье
Важным событием в жизни округа стал визит Президента России Дмитрия Медведева. Осенью 2011 года НАО оставался единственным регионом России, где еще не побывал Дмитрий Анатольевич. Первым пунктом в программе визита главы государства стал Нарьян-Марский МУП «Объединенные котельные и тепловые сети». Дмитрий Медведев в сопровождении мэра столицы округа Юрия Родионовского посетил канализационные очистные сооружения.
Сегодня они способны пропускать до четырех тысяч кубометров стоков в сутки. При этом очищенная вода пригодна для рыбохозяйственных целей, что немаловажно в свете предстоящего строительства в НАО новых предприятий — рыборазводного и рыбоперерабатывающего. Город растет и развивается, потому нынешней пропускной способности очистных сооружений может оказаться недостаточно. Необходимо увеличить мощности с четырех до пяти тысяч кубометров. Эту и сопутствующие ей задачи призвана решить окружная долгосрочная целевая программа обеспечения жителей НАО чистой водой на 2010–2013 годы.
Не менее значимая тема — переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Один из таких домов, предназначенных к сносу и расселению жильцов, посетил президент. Аварийной «деревяшке» перевалило за семьдесят, и уровень износа составляет также свыше 70%. Его обитатели в 2012 должны переехать в строящийся новый дом на улице Полярной. Всего же в программу переселения включено 146 аварийных и ветхих домов, к настоящему времени расселена половина таких домов, а завершить программу переселения планируется в 2015 году.
Из старого деревянного дома Дмитрий Анатольевич направился в панельную многоэтажку, отремонтированную благодаря финансовой поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ. Здесь глава государства пообщался с жильцами дома, недавно прошедшего капремонт. А всего на средства федерального фонда и окружного бюджета можно отремонтировать еще около полутораста жилых зданий в одном только Нарьян-Маре.
О жилищном строительстве в регионе речь шла и в ходе рабочей встречи губернатора округа Игоря Федорова с премьером Правительства РФ Владимиром Путиным.
— Программа «Жилище» рассчитана на период до 2022 года, первый этап — до 2015 года, — докладывал губернатор премьеру. — Мы определили источники финансирования и строим целый квартал жилья. Теперь, когда люди к нам приходят, мы можем сказать, что вот этот ветхий аварийный дом будет снесён тогда-то. Объем ветхого и аварийного жилья в округе составляет 12% еще с советских времен. В решении этой проблемы НАО активно помогает федеральный центр.
— Если людям в НАО создать комфортные условия для проживания, комфортное жильё, они уезжать не захотят, — отметил Игорь Геннадьевич.
Масштабные планы
В планах руководства НАО — строительство рыбоводного и рыбоперерабатывающего заводов. Перспективам создания в округе двух предприятий, способных снабжать своей продукцией не только регион, но и соседнюю Республику Коми, была посвящена встреча представителей Администрации НАО с руководством Федерального агентства по рыболовству.
Итогом переговоров стало обещание главы агентства Андрея Крайнего обеспечить финансирование строящегося предприятия за счет федерального бюджета. Округ должен разработать ПСД и построить новое предприятие в районе озера Харитоново. То же распределение ролей в финансировании будет осуществляться и в отношении планируемого к строительству рыбоперерабатывающего завода.
Еще об одном смелом проекте шла речь на совещании глав регионов при МИД РФ: губернатор Игорь Федоров намерен осуществить на территории округа программу «Полярный ветер». Речь идет о развитии в НАО ветроэнергетики, экономичной и экологически чистой отрасли. Предусматривается также создание в Амдерме ветродизельного комплекса. Подобные проекты уже успешно реализованы в ряде регионов России, в частности, в Республике Коми. Для реализации этой инициативы необходимо получить грант в несколько миллионов евро от Евросоюза. Для положительного решения вопроса требуется содействие МИД России. Резюмируя, можно сказать: у округа — огромный задел на будущее, при этом планы вполне реалистичны и выполнимы.