ИА «Двина-Информ» еще в минувшем году открыло специальный цикл публикаций «Имена Великой Победы». И сегодня настал черед подробнее рассказать о герое, имя которого теперь будет носить одна из старейших школ Соломбалы.
Александр Шабалин, контр-адмирал, участник советско-финской войны 1939-1940 годов и Великой Отечественной, был удостоен двух звезд Героя Советского Союза в течение одного года. Дважды герой, командуя обычным торпедным катером, потопил 32 корабля врага. Таких боевых достижений в мире больше не было. Также у героя была своя тактика ведения боя. Немцы между собой называли его драконом — за дерзость...
Интересно, что будущий герой стал офицером и командиром-катерником, не имея специального высшего военного образования — закончил Каспийское высшее военно-морское училище лишь в 1951 году, уже после войны, имея на кителе с погонами капитан-лейтенанта множество наград, в том числе и две звезды Героя.
И Александру Шабалину довелось учиться по учебникам военно-морской тактики, в которые к тому времени уже были внесены... уникальные морские торпедные атаки Шабалина! Его атаки всегда отличались непредсказуемостью и нестандартностью. «Неуловимый катерник», как его называли и соратники, и немцы, появлялся в самых неожиданных местах, и пока фашисты успевали опомниться, наносил смертельные торпедные удары по врагу, после чего скрывался от преследования.
Шабалин умел использовать, обеспечивая успех в бою, не только тактические, но и психологические предпосылки. Александр Осипович одним из первых стал атаковать противника от его же собственного берега. Смысл в том, что экипаж любого корабля, идущего вдоль своего побережья, где расположены свои аэродромы и береговые батареи, ожидает нападения противника прежде всего со стороны моря. Туда направляется основное внимание сигнальщиков и командира судна, в сторону моря развертываются его пулеметы и орудия.
А Шабалин атаковал как раз от берега, откуда его меньше всего ждали. Не раз так бывало, что в ночном бою, выпустив все торпеды и потопив корабль противника из состава конвоя, он уходил не в сторону моря, а опять-таки к берегу противника, в тень от высоких скал. Останавливал моторы, чтобы не выдавать себя даже пенной полосой от винтов, и, затаившись, ждал, пока фашисты, отчаявшись обнаружить его катер, не уходили прочь.Тогда он спокойно возвращался на свою базу.
Александр Шабалин родился 4 ноября 1914 года в маленькой северной деревушке Юдмозеро на реке Онеге в Архангельской области. Отец его был сплавщиком. Собирался стать сплавщиком и Саша. Но как-то в гости к Шабалиным приехал родственник, потомственный помор. Целый вечер он рассказывал о море, походах, о морском промысле. Рассказы зачаровали подростка...
И в 1931 году 17-летним юношей Александр Шабалин уехал в Мурманск и поступил юнгой на рыболовный траулер «Краб». На судне Сашу любили. Знать о море ему хотелось больше и больше. После окончания техникума стал штурманом траулера. В 1936 году, когда Шабалина призвали служить во флот, он был уже опытным, видавшим виды моряком.
Служить он начал на Балтике в учебном отряде, в команде торпедных катеров, вскоре стал боцманом. Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов.
Через некоторое время старшина Шабалин был переведен на молодой тогда Северный флот, на знакомое Баренцево море. Там он и встретил Великую Отечественную, там получил и офицерское звание, несмотря на явный недостаток «официального» образования — практика тогда ценилась не меньше, а порой и больше, чем чистая теория...
Как гласят исторические первоисточники, суровые военные экзамены следовали один за другим. То Шабалин вел свой катер к вражескому побережью, высаживая разведгруппы на укрепленном и бдительно охраняемом берегу, то в трудных штормовых условиях шел с нашими катерами-охотниками к базам врага, обеспечивая постановку активных минных заграждений.
22 декабря 1943 года авиационная разведка донесла о вражеском конвое. В конвое было только три транспорта, но охраняли их около 20 боевых единиц. Видимо, груз был особенно ценен. Кроме того, противник выбрал для перехода штормовую погоду, считая, что торпедным катерам при таком ветре и волне в море не выйти. Но они вышли... Две торпеды с катера Шабалина, направленные точно в цель, поразили фашистский эсминец и сторожевик. Два полноценных боевых корабля противника были потоплены в одной атаке одним катером, который был меньше их в разы.
Когда в феврале 1944 года капитан-лейтенанту Александру Шабалину было присвоено звание Героя Советского Союза, на рубке его катера значилась цифра «7». Столько фашистских кораблей уже отправил к тому времени катерник Шабалин на дно холодного Баренцева моря — подводную лодку, четыре транспорта и два сторожевых корабля. На одном из транспортов находились две тысячи великолепно обученных, горных егерей, элита вермахта.
В первых числах октября 1944 года началось наше наступление на Севере. Петсамо-Киркенесская наступательная операция проводилась войсками Карельского фронта и силами Северного флота. Целью ее было освобождение северо-запада Кольского полуострова. Чтобы отрезать фашистским горным егерям пути отхода, было принято решение высадить в гавань Линахамари в узком фьорде большой десант. Темной ночью 13 октября 1944 года больше десяти катеров с десантниками на борту вышли из базы.
На головном катере шел Шабалин, ставший к тому времени командиром звена юрких торпедоносцев. Операция прошла успешно. У командования не было вопросов, кто в тех боях особо отличился — и уже 5 ноября 1944 года Александра Шабалина наградили второй медалью «Золотая Звезда».
После войны, в 1951 году, Александр Осипович окончил Каспийское высшее военно-морское училище, а в 1955 году — академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии. Находился на ответственной работе в рядах моряков Военно-Морского Флота. В 1969 году ему было присвоено воинское звание «контр-адмирал». С 1969 года Шабалин — заместитель начальника Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, кузницы флотских командирских кадров. Все свои знания, умение, опыт он отдавал подготовке молодых офицеров флота. Ему было о чем рассказать, было чему научить...
С 1975 года дважды Герой — в запасе. Последние годы жизни он провел в Ленинграде. Умер 16 января 1982 года, похоронен на Серафимовском кладбище... Александр Осипович Шабалин, память о котором свято хранится на родине, является почетным гражданином городов Архангельска и Онеги.
Там же, в Онеге, установлен бронзовый бюст, а в Североморске на площади Мужества в 1983 году открыт мемориальный комплекс, посвященный памяти героев-североморцев, одним из экспонатов которого является тот самый знаменитый торпедный катер ТКА-12, которым и командовал Шабалин. Имя его носят улицы в Мурманске, Архангельске и других городах, а также пассажирский теплоход и большой десантный корабль Балтийского флота.