При этом законодательной возможности получить о них информацию у региональных операторов нет. Проблема доступа обсуждается уже пять лет – с момента старта «мусорной реформы», но до сих пор не решена.
«ЭкоИнтегратор» обратился с письмом к профильным федеральным ведомствам, в котором просит вернуться к данному вопросу.
«Отсутствие полной и актуальной информации о жильцах у региональных операторов по всей стране приводит к ошибкам в квитанциях, - говорится в письме. – Всем известны информационные скандалы, когда счета за обращение с отходами получают люди, которых уже нет в живых. Но у регоператоров фактически нет инструмента, который бы дал возможность корректировать базы персональных данных. Информация о переездах, приобретении и продаже недвижимости не поступает регоператорам по обращению с ТКО от госорганов и других служб. По действующему законодательству обязанность сообщать актуальные сведения лежит на самих гражданах, однако об этих правилах знают не все. Соответственно, базы данных содержат ошибки.
Отдельные пробелы в информации о конкретных жителях иногда удается восполнить за счет обращений в органы местной власти, однако полученные там сведения зачастую оказываются устаревшими либо некорректными — базы содержат записи о давно умерших людях или о зданиях, которые уже снесены».
Как отмечает врио генерального директора регоператора «ЭкоИнтегратор» Евгений Шидловский, проблема доступа операторов к базам данным обсуждается на разных площадках много лет, но собирать информацию по каждому лицевому счету, которых в Архангельской области свыше миллиона, по-прежнему приходится вручную.
«Это действительно головная боль каждого регоператора в стране, потому что итогом оказывается недовольство жителей, которые не согласны с полученными квитанциями. Также мы сталкиваемся с проблемой учета потребителей и поступлений», - говорит Шидловский.
В Архангельской области формированием платежных документов занимаются специалисты АО «Центр расчетов». В случае нехватки сведений о потребителе вместо ФИО указывают «Потребитель» или «Абонент», а в графе «Год рождения» они присваивают рандомное число 1900, поскольку без заполнения строк программа не даст сформировать квитанции.
Сегодня квитанции абонентам, чьи персональные данные отсутствуют, начисляются, исходя из судебной практики. Она предусматривает возможность подать иск на неизвестного ответчика. И это становится основанием для предоставления данных о нем Росреестром или другими источниками информации. Также регоператор обращается с запросами сведений в органы внутренних дел, на которые получает отрицательные ответы. Компания оспаривает их в суде, однако рассмотрение таких дел занимает более 6 месяцев. Все это сложные схемы, поскольку таких абонентов-невидимок может быть тысячи, поэтому, по мнению регоператора, данный законодательный пробел необходимо устранить.
Проблему доступа к персональным данным пытались решить еще в 2020 году в Совете Федерации. Соответствующий законопроект готовили сенаторы. Обсуждение темы продолжилось в 2023 году, и уже депутаты Государственной Думы предложили аналогичный законопроект. Но он так и не был принят.