В этом рейсе уникально все, начиная с тяжеловесного негабаритного груза на палубе, и заканчивая самим маршрутом.
Путь «Пионера Молдавии» лежал из норвежских портов Ларвик и Лангесунд на Сахалин (порт Холмск). Груз тоже уникальный — манифольд — главное звено подводного добычного комплекса, а также система фонтанной арматуры для скважин. Этот специфический груз предназначен для Киринского месторождения, разрабатываемого «Газпромом» в рамках проекта «Сахалин-3».
Для выполнения столь ответственной перевозки ЦНИИМФ разработал проект по перевозке манифольда. «Пионер Молдавии» специально дооборудовали в Архангельске опорными площадками, которые на 2,65 метра выступали за габариты судна.
Всего в Норвегии на борт судна было погружено более 50 грузовых мест, из них на палубе разместился негабарит общим весом 407 тонн — донный фундамент, на нем сам манифольд, а также защитная конструкция над ним. Самым сложным моментом стала установка именно защитной конструкции манифольда, весом 90 тонн. Установка ее производилась с точностью до сантиметра, зазоры конструкции с манифольдом при ее опускании были минимальные. Крепление конструкций производилось с применением сварки, металлических тросов.
1 августа теплоход «Пионер Молдавии» после Карских Ворот начал свой путь по трассе Севморпути в условиях частичного и полного отсутствия видимости. Туман сопровождал весь маршрут судна вплоть до мыса Дежнева. Особо стоит сказать, о проводке во льдах.
В Восточно-Сибирском море, в районе пролива Санникова 6 августа теплоход «Пионер Молдавии» был взят под проводку атомным ледоколом «Таймыр». Лед распространялся до Медвежьих островов. При проводке через поля многолетнего льда толщиной 6-10 баллов действительно требовалась помощь ледокола.
Всего по трассе Северного морского пути теплоход прошел 2607 миль за 10 дней, из них в ледовых условиях было пройдено 838 миль. В конце августа ответственный груз был доставлен в порт Холмск, где был перегружен на норвежское специализированное судно «Normand Oceanic».
Сам теплоход «Пионер Молдавии» сейчас грузится на Дальнем Востоке в обратный путь. Общая протяженность пути Архангельск — Норвегия — Севморпуть- Сахалин — Севморпуть — Архангельск составит более 20 тысяч морских миль. Архангельские моряки с честью справились со сложной задачей по перевозке столь необычного груза в особо жестких условиях российской Арктики.
Лето — горячая пора для флота судоходной компании, особенно на арктических трассах. Суда ОАО СМП совершают регулярные рейсы на Новую Землю, Шпицберген, Землю Франца — Иосифа, в Дудинку, активно доставляют обетонированные трубы в Байдарацкую губу Карского моря, в заполярный порт Тикси доставлено оборудование для установки гидрометеостанции, дноуглубительные работы в Байдарацкой губе ведет земкараван «Двинский Залив».
Этим уникальным рейсом теплоход «Пионер Молдавии» вписал еще одну замечательную страницу в арктический дневник нынешней навигации Северного морского пароходства.