Напомним, что в открытых водах в районе архипелага Шпицберген вечером 28 сентября корабль норвежской береговой охраны W 320 «Нордкап» арестовал и отбуксировал в порт Тромсе российский траулер «Сапфир-2», владельцем которого является архангельский «Рыбакколхозсоюз» (Союз рыболовецких колхозов Архангельской области).
По словам Заики, по прибытии в порт норвежская полиция предъявила обвинения трем нашим морякам: капитану судна — в выбросе нескольких экземпляров рыбы за борт во время работы транспортера, старпому «Сапфира» — в записи на личный диктофон разговоров с норвежцами, технологу — в несодействии инспекторскому осмотру.
Завтра полиция должна объявить сумму штрафа, с которым «Рыбакколхозсоюз» либо согласится, либо нет. Во втором случае компании все равно придется внести на судебный депозит деньги в сумме, равнозначной штрафу, а потом долго судиться. Правда, «Сапфир» после этого должен быть отпущен и сможет продолжить промысел.
За последние три месяца это уже шестое задержание норвежцами российских рыбаков в 200-мильной зоне вокруг архипелага Шпицберген, которую Норвегия в одностороннем порядке объявила своей и теперь практикует применение национального рыбоохранного законодательства к рыболовецким судам других стран.
По мнению Заики, практической необходимости в задержании судна не было.
«Методика подсчета штрафов в Норвегии такова, что применительно к «Сапфиру» штраф за три тонны выловленной на момент задержания судна рыбы — несущественен, — пояснил Андрей Анатольевич. — Если даже мы что-то нарушили, то наказание абсолютно не соответствует нарушению. Я не исключаю того, что несколько рыбин попали на транспортер в ходе сброса отходов, но технологические издержки всегда были и будут. Случалось и такое, что мешок с не одной тонной рыбы обрывался в море».
Активизация подобных действий норвежской стороны, как давно подметили российские рыбаки, происходит накануне ежегодного ноябрьского заседания норвежско-российской комиссии по рыболовству. В этом году она пройдет в Калининграде.
«Таким образом, норвежцы, видимо, пытаются получить какие-то бонусы, — считает Заика. — Кстати, в Тромсё на борт «Сапфира» не пускали представителей российского посольства и агентства по рыболовству, что мне кажется странным. Поводов к такому отношению экипаж не давал — все 32 человека вели себя корректно».
Заика поблагодарил представителей государственных инстанций России за поддержку экипажа.
«Это тот случай, когда за государство не обидно, — отметил он. — Один на один с норвежцами нас не оставили».