В результате встречи была намечена договоренность между руководителями НАО и РЖД о детальном обсуждении уже на следующей неделе вопроса создания и дальнейшего развития железнодорожной сети в Арктической зоне Российской Федерации, в частности, на территории Ненецкого автономного округа. Владимир Якунин отметил важность предстоящей встречи.
«Разговор долгий, десяти минутами не ограничимся, — отметил глава РЖД, — давайте решать наши задачи и проблемы в комплексе».
Ненецкий автономный округ на сегодняшний день является одним из самых перспективных нефтегазодобывающих регионов не только страны, но и всего мира. Условия развития предопределены наличием богатой базы углеводородного сырья и до сих пор полностью неизученного пласта твердых полезных ископаемых. Развитие минерально-сырьевой базы Арктической зоны предполагает мощное развитие транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожной.
О каких проектах идет речь?
В первую очередь, о создании нового многопрофильного морского порта в бухте Индига, где по проекту «Печора CПГ» предполагается строительство морского отгрузочного терминала. Это логично увязывается с долгосрочной транспортной стратегией России, в которой запланировано строительство железной дороги Сосногорск-Индига в сочетании с многопрофильным портом Индига.
По своему значению и масштабности данный проект выходит за рамки узкорегионального, поскольку сможет внести существенный вклад в формирование транспортной сети Северо-Востока Европейской части России и обеспечить связь с промышленностью Урала, Сибири и Дальнего Востока за счет создания новой широтной железнодорожной магистрали. Создание этого транспортного узла превращает сотни месторождений НАО в рентабельные и экономически более привлекательные для инвесторов.
Во-вторых, хотелось бы обратить внимание на большое значение строительства железной дороги Воркута — Усть-Кара с ее возможным продлением до поселка Амдерма. Наличие в Амдерме аэродрома, позволяющего принимать все типы воздушных судов, удобной бухты для захода морского транспорта по линии Северного морского пути, а также перспективное наличие железнодорожного сообщения Республика Коми — Ненецкий автономный округ, со временем может превратить этот арктический район в опорную зону развития шельфовой инфраструктуры российской Арктики и функционирования Севморпути.