На фото к статье «Брызги белого», которая рассказывает о тестовом автопробеге Mercedes-Benz GL 450 до Архангельска, изображена глубоководная атомная подлодка АС-12 проекта 10831, известная как «Лошарик». Фотография была сделана с берега Белого моря, где автомобиль испытывали на внедорожные качества.
Обнаружили изображение секретной глубоководной субмарины Северного флота на одной из фотоиллюстраций российской версии журнала Top Gear участники военных интернет-форумов.
«На берегу Белого моря автомобилисты журнала устроили фотосессию, заодно мимоходом запечатлев мирно проходившую вдоль побережья подводную лодку — не отдавая себе отчета, что снимают. <...> Лодка, являющаяся последней из построенных атомных глубоководных станций, входит в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота, базирующейся в Гаджиево. Опубликованный в «Top Gear» снимок «Лошарика», является, вероятно, одной из наиболее четких и качественных фотографий этой лодки в открытых источниках», — говорится в посте Центра АСТ.
АС-12 получила прозвище «Лошарик» из-за особенностей конструкции. Корпус станции выполнен из высокопрочных титановых шарообразных отсеков, в которых реализован принцип батискафа. Отсеки соединены между собой проходами и расположены внутри легкого корпуса. Судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали станцию «Лошариком» по аналогии с персонажем советского мультфильма — лошадкой, собранной из шариков.
Технические характеристики АС-12 засекречены. Лодку заложили еще в 1988 году, спустили на воду в августе 2003-го и только в 2010-м, после всех мыслимых испытаний и доработок, «Лошарик» (АС-12) был включен в состав Северного флота.
Длина лодки около 70 м, ширина 7 метров, полное водоизмещение 2000 т, скорость до 30 узлов! Атомный реактор размещен в одном из шаров, гребной винт в кольцевом обтекателе. Экипаж 25 офицеров. Оснащение: манипуляторы, драга (система очистки породы), телегрейфер (ковш с телекамерой), оборудование для сейсмического профилирования морского дна, включая устройство измерения глубины донных отложений и гидролокатор бокового обзора...
Для примера: в ходе экспедиции «Арктика-2012» «Лошарик» за 20 суток собрал 500 кг образцов породы на глубине до 3 километров.
Официально «Лошарик» предназначен для решения научно-технических задач и спасения людей в экстремальных ситуациях. Но весь спектр его возможностей не оглашался никогда. Тем не менее, опираясь на открытую специальную информацию, можно почти уверенно заключить: «Лошарик» самая бесшумная подводная лодка российского флота. На больших глубинах и на определенных скоростях она становится неслышимой и неуязвимой для вражеских кораблей. Причем в любой точке Мирового океана.