Используемые схемы могут варьироваться в зависимости от возраста потенциальной жертвы и изобретательности мошенников, но в большинстве случаев их суть сводится к следующему: представившись работниками Пенсионного фонда, посетители пытаются узнать персональные данные, предлагают по льготной цене приобрести какой-либо товар. Чаще всего — «лечебное» устройство или «высокоэффективный» медицинский препарат, якобы распространяемый по линии ПФР, или «в рамках специальной акции подробно разъясняют пенсионное законодательство», попутно предлагая за соответствующую компенсацию помочь собрать пакет необходимых документов для получения какой-либо услуги.
Неизвестные, пользуясь именем Пенсионного фонда, предлагают перевести накопительную часть пенсии в НПФ, вступить в Программу государственного софинансирования пенсии и т. п.
Отделение ПФР по Архангельской области призывает граждан всех возрастов быть бдительными и при общении с незнакомцами, которые приходят в ваш дом. Сотрудники Пенсионного фонда не проводят консультаций или иных видов деятельности с выходом на дом. Любой приём граждан осуществляется специалисты ПФР только в территориальном органе Пенсионного фонда непосредственно в клиентских службах.
Сотрудники регионального ПФР призывают жителей следовать несложным правилам. Если к вам постучались подозрительные граждане, представляющиеся сотрудниками ПФР, не пускайте их в свой дом или квартиру. Не показывайте неизвестным людям свои документы. Не подписывайте, не глядя, никаких бумаг. Ни в коем случае не передавайте им свои деньги.
Бывают случаи, когда агенты различных негосударственных пенсионных фондов представляются сотрудниками Пенсионного фонда РФ. Под предлогом регистрации в опросе узнают персональные данные граждан, включая ФИО, СНИЛС, год рождения, номер паспорта и дату его выдачи, которые в дальнейшем могут быть незаконно использованы. В связи с этим напоминаем, что перевод средств пенсионных накоплений — дело исключительно добровольное.
Сотрудники Пенсионного фонда РФ разъясняют пенсионное законодательство, отвечая на обращения граждан, распространяя справочные материалы или направляя информацию в СМИ.