Новости дня

В Поморье завершились состязания по стрельбе из боевого оружия

Пропажу кошелька из торговой тележки раскрыли в Мирном

Библиотеки Мелитополя выразили благодарность жителям Архангельска

К чемпионату СЗФО по боксу готовятся в Архангельске

Мобильная версия 16+

Пятница, 19 апреля, 18:39

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/society/2014/08/27/27430.html

Северодвинский рекорд погружения на глубину так и не побит до сих пор

Северодвинский рекорд погружения на глубину так и не побит до сих пор
nnm.me
Дата и цифра, которые забыть нельзя. В августе 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров.

Разные исторические первоисточники называют разные дату этого рекорда — 3, 4, 7, 8 и 27 августа. Но обозреватель ИА «Двина-Информ» и автор этих строк верит только личному признанию командира «Комсомольца»: «Глубоководное погружение процесс длительный, и точной датой рекорда мы считаем не 4 и не 27, а 9 августа 1985 года».

Увы, советская подлодка «Комсомолец», которая погрузилась тогда на эту огромную глубину, недолго прослужит флоту — через четыре года после этого рекорда она погибнет в Норвежском море, погибнет и часть её экипажа... Рекорд, установленный «Комсомольцем», не побит до сих пор — да и в будущем вряд ли будет побит, просто в мире больше нет таких субмарин, да и строить их не планируется.

ИА «Двина-Информ» уже писало о трагической гибели этой субмарины, не будем лишний раз будоражить память. Вспомним только, что 7 апреля, день, когда она погибла, в России считается Днем памяти погибших подводников... Но вот о самой уникальной подлодке, и об обстоятельствах того «вечного» рекорда рассказать надо.

Итак, К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка так называемого третьего поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник». Вообще задача создания глубоководной субмарины поставила перед учеными и конструкторами проблемы еще более сложные, чем, скажем, в авиации. Ведь вода в 800 раз плотнее воздуха, и давления на глубине отнюдь не шуточные. И корпус у этой лодки был титановый.

Командование ВМФ СССР выдало конструкторам тактико-техническое задание на создание опытной субмарины проекта 685 (шифр «Плавник») с предельной глубиной погружения в 2,5 раза больше, чем у других лодок, еще в 1966 году. Процесс проектирования закончился только в 1974 году. Применение титана позволило существенно уменьшить массу корпуса. Она составила всего 39 процентов от нормального водоизмещения, что не превышало соответствующий показатель других АПЛ при достижении значительно более высокой прочности.

Опыт, полученный при создании этой подводной лодки, предполагалось использовать для создания проекта глубоководных лодок, пригодных для серийной постройки. Однако лодка так и осталась в единственном экземпляре... Получившая индекс К-278, она была заложена 22 апреля 1978 года, а ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года она вступила в строй.

Конструктивно лодка была двухкорпусной, одновальной. Из-за повышенной глубины погружения материалом прочного корпуса был выбран титановый сплав 48-Т с пределом тек. Лёгкий корпус также был выполнен из титановых сплавов и состоял из 10 бескингстонных цистерн главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых надстроек и ограждения выдвижных устройств.

Тщательно отработанные внешние обводы лёгкого корпуса снижали гидродинамическое сопротивление. Снаружи лёгкий корпус был облицован резиновым покрытием, повышающим скрытность корабля. Что интересно, испытание прочного корпуса подлодки производилось не внутренним, а внешним гидравлическим давлением, для чего был построен специальный стенд. Титан выдержал все испытания.

Эту лодку, кстати, оборудовали всплывающей спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин до полутора километров, а в двух отсеках носовых сформировали так называемую зону спасения, ограниченную поперечными переборками, выдерживающими большое давление. Правда, 7 апреля 1989 года эта спасательная всплывающая камера так никого из экипажа и не спасла...

Прочный корпус лодки в средней части представлял собой цилиндр диаметром восемь метров, в оконечностях — усеченные конусы, заканчивавшиеся сферическими переборками. Для экстренного всплытия с больших глубина установили систему продувания одной из цистерн средней группы пороховыми газогенераторами. Наружный, также титановый корпус состоял из 10 безкингстонных цистерн главного балласта.

АПЛ К-278 служила не столько боевой единицей, сколько своеобразной базой для экспериментов в области глубоких погружений. Хотя наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась и для учений флота и несения боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении наших стратегических подводных лодок от, как тогда говорили, вероятного противника.

Автору этих строк довелось быть знакомым с капитаном 1-го ранга Юрием Зеленским — именно он командовал «Комсомольцем» во время того исторического глубоководного погружения на предельную глубину в 1027 метров. Юрий Александрович рассказывал о рекордном погружении не часто, но кое-какие подробности все-таки довелось от него услышать.

Например, о том, что на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы специальными болванками. Ранее на такой глубине никто не стрелял. Кстати, подводники убедились, что на этой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения.

Когда была достигнута предельная глубина, в седьмом отсеке раздался... выстрел! С таким звуком сорвало головку одного из болтов — давление воды на километровой глубине было таким огромным, что болт словно разрезали ножницами. Двери некоторых кают и рубок заклинило, ведь под давлением воды обжало прочный корпус лодки.

Кстати, АПЛ К-278 носила имя «Комсомолец» лишь несколько месяцев — это имя было присвоено ей в октябре 1988 года, а 7 апреля года следующего она погибла... Увы, до сих пор главная тайна гибели уникальной лодки не раскрыта. Хотя официально озвученная версия, конечно, есть: в результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой.

Но вот дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится — руководство ВМФ вовсю обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, а те, в свою очередь, заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. Как все было на самом деле, мы уже, наверное, не узнаем...

Андрей Михайлов, 27 августа 2014 10:28

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

Библиотеки Мелитополя выразили благодарность жителям Архангельска

В Архангельске простились с первым губернатором области Павлом Балакшиным

В Поморье развернулась Неделя популяризации донорства крови

В УФИЦ при КП-3 в Поморье увеличат количество мест

Прощание с первым губернатором Архангельской области Павлом Балакшиным пройдет 18 апреля

В Коношском районе возводят пять домов по нацпроекту

Данные по ледоходу в Поморье 19 апреля 2024 года

Капремонт двух мостов через Шарьгу развернулся под Няндомой

Котласские власти обязали поставить на кадастровый учет землю под кладбищем

Данные по ледоходу в Поморье 18 апреля 2024 года

Глава Северодвинска прошел в резиновых сапогах по самым затопленным участкам города

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

Пропажу кошелька из торговой тележки раскрыли в Мирном

В Северодвинске задержали Volkswagen без бампера и номеров

Гибельное ДТП произошло на подъезде к международному аэропорту Архангельска

Одиннадцать миллионов рублей передала жуликам пожилая архангелогородка

Всего за сутки жители Архангельска потеряли 13 миллионов рублей

В Поморье завершились состязания по стрельбе из боевого оружия

К чемпионату СЗФО по боксу готовятся в Архангельске

Архангельск примет всероссийские турниры по киокусинкай

Теннисистка из Поморья одержала победу на всероссийском турнире

В Северодвинске назвали имена лучших стрелков Архангельской области

В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»

В Архангельске состоялась гала-премьера «Песен Поморья»

В Вельске открыли выставку «Тепло женской души»

В Архангельске появилась лодка-соянка

В Архангельске готовятся масштабно отметить юбилей Антонины Колотиловой

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Правовая информация

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru