Новости дня

Капремонт двух мостов через Шарьгу развернулся под Няндомой

В Архангельске простились с первым губернатором области Павлом Балакшиным

В Северодвинске назвали имена лучших стрелков Архангельской области

Всего за сутки жители Архангельска потеряли 13 миллионов рублей

Мобильная версия 16+

Четверг, 18 апреля, 22:34

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/society/2014/05/09/24074.html

Сюжет

Депутаты поддержали инициативу о присвоении Северодвинску звания «Город трудовой доблести и славы»18 февраля 2016 14:54

Студенты из НАО преодолеют на лыжах 250 километров «по следам» оленно-транспортных батальонов16 февраля 2016 19:27

Ветераны и общественники: Северодвинск достоин звания «Город трудовой доблести и славы»12 февраля 2016 20:46

Москвичи победили в конкурсе на создание макета памятника солдатам, чьи останки нашли архангельские поисковики5 февраля 2016 14:16

В Архангельской области проходит региональный этап конкурса «Моя семейная реликвия»2 февраля 2016 07:33

Архангельские поисковики разыскивают родственников солдата Евгения Гусева23 декабря 2015 11:58

В Архангельске 3 декабря отметят День неизвестного солдата3 декабря 2015 08:12

В Архангельской области ищут родственников стрелка Ивана Коровина1 декабря 2015 09:51

В Архангельской области отметят День неизвестного солдата30 ноября 2015 16:27

В Архангельской области ищут родственников солдата Егора Гусева16 октября 2015 11:38

В западне у японских самураев

В западне у японских самураев
Фото предоставлено из архива семьи Барановых. На главном снимке: Моряки в японском порту. На фото ниже: Май 1945 года. В немецком порту. Победители.
Архангельские моряки, принимавшие участие в Северных конвоях, уходили из японского плена победителями: они спасли теплоход «Двина», не отдали врагам груз и остались командой.

«Двина-Информ» уже публиковала отрывок из мемуаров участника Северных конвоев Феодосия Баранова. Напомним, их агентству предоставил сын героя статьи — Вадим Баранов.

Еще одна удивительная история из фронтовой летописи боевого матроса связана с нахождением в Японском плену моряков теплохода Северного морского пароходства «Двина». В 1982 году к Феодосию Семеновичу обратился Совета ветеранов войны СМП с просьбой изложить свои воспоминания о событиях тех лет на бумаге.

«1943 год, вторая половина июля месяца, порт Владивосток, бухта Золотой Рог, у причала № 29 ошвартовавшись, закончив погрузочные работы стоит теплоход «Двина».

На борт прибыли представители таможни для окончательного оформления отхода теплохода в море.

Команда полностью, согласно штатного расписания, портовые формальности закончены. День выдался прекрасный, чистое голубое небо, маловетрие, высоко, ярко светит солнце. Наш теплоход «Двина» отдал швартовые концы, и буксир медленно стал отводить от причала. Отойдя от причала отдали буксир, дали ход и теплоход «Двина» молча, медленно пошел на выход в море, прощаясь безмолвно с судами стоящими у причалов. Свободные от вахты моряки стояли на верхней палубе около фальшборта изредка помахивая рукой знакомым стоящим на причале морякам.

Вот прошли мимо входного маяка в бухту, и вышли в открытое море, взяв курс на пролив Лаперуза, следуя к берегам Америки.

Выйдя в море видимость значительно стала ухудшаться,постепенно накрывал туман, а со временем сплошь заволокло весь горизонт белой пеленой тумана.

Поднявшись на мостик капитан Иван Васильевич Пиир дал указание сбавить ход и в дальнейшем следовать умеренным ходом, бдительно прислушиваясь к шуму моря и окружающей воздушной среде, подавать звуковые туманные сигналы в виду военного времени категорически запрещено. Так и продолжали следовать молчаливо.

На вахте старшего штурмана Распутина Николая Ивановича, последний пошел измерять глубину механическим лотом и удивился, что краску в трубке почти не смыло — это обозначает, что очень мелко, последний быстро дал сигнал на мостик, где сразу же дали команду застопорить машину и тут почувствовали медленное касание корпусом грунта.

Произвели замеры ручным лотом вокруг корпуса теплохода и определили, что коснулись грунта.

Поработали переменными ходами, но движения судна не было. Капитаном была дана команда завести становые якоря вдоль обеих бортов и попробовать совместно с ходом машины помочь включением брашпиля подтягиваясь на якорях, вариант был проделан несколько раз, но успеха не дал.

Тогда капитан решил остановить все работы но снятию с мели до того момента, когда рассеется туман, определить свое место и вновь начать работу по снятию с мели.

Уже под утро старший штурман Распутин заметил, что теплоход чуть-чуть покачивается на воде, сразу же был вызван на мостик капитан Пиир, и попробовали включить в работу машину результаты были положительными, видимо, на прибылой воде корпус судна подняло над грунтом и стало возможно двигаться.

Вновь произвели замеры глубин вокруг корпуса судна; и где были большие глубины, туда отошли и стали на якорь.

Утром я и мой напарник Леша Алютов, а также третий штурман Валентина Яковлевна Орликова заступили на вахту.

Сразу же боцман Леша Проценко, жизнерадостный и веселый человек, забрал меня и напарника, спустились в трюм, там уже были старший штурман Распутин и плотник Коля Бардецкий.

Вскрыли горловину балластного танка, в котором, неожиданно по замерам, очутилась прибыль воды.

Николай Иванович попросил меня пролезть по всем отсекам балласта и посмотреть или обнаружить где течь, что мною и было сделано.

Осмотрев весь балластный танк, я обнаружил небольшое просачивание внутрь воды, которое особого значения для перехода не имело, а с прибытием в один из портов Америки щель заварили.

Вскоре туман рассеялся, теплоход «Двина» снялся с якоря, определились и стали продолжать рейс.

В проходе пролива Лаперуза к нам подошел японский военный корабль и приказал следовать за ним. Военный корабль сопроводил нас в порт Отомари что на Южном Сахалине. Когда мы входили, то видели в разных сторонах уже стоявшие там наши суда. Нас поставили на якорь недалеко от парохода «Ногин», прибыли военные на борт и опечатали радиоаппаратуру — так мы оказались в западне у японских самураев, а в это время наши доблестные воины продолжали гнать гитлеровских гадов, освобождая территорию нашей Родины.

Теперь каждое утро группа японских офицеров в сопровождении солдат прибывали на катере и поднимались на борт, у нас же команда была готова ко всем неожиданностям, и мы были проинструктированы, как вести себя. Каждый раз, когда японцы покидали борт судна, выход на парадный трап мы закрывали живой цепочкой, т.е стояли, взяв друг друга под руки и пальцы соединяли в замок, и не выпускали никого на парадный трап для выхода с судна до тех пор, пока на это не будет распоряжения старшего штурмана. Приходилось переживать неприятные минуты, когда косоглазые гады направляли и впирали в живот штык боевой винтовки, это пришлось испытать и мне, правда неприятная вещь, но терпимо, ибо надо было для общего дела.

Однажды меня вызвали в салон, где сидели японские офицеры и наши штурмана, их интересовало, что у нас в трюмах.

И вот капитан И.В. Пиир сказал, что Баранов пойдете вместе с Валентиной Яковлевной Орликовой в сопровождении офицера, который держал в руках чистую десертную тарелку, спуститесь в трюм и положите содержимое балласта в трюме на тарелку. Вышли мы, впереди японский офицер, затем Валентина Яковлевна Орликова и я. Пошли по шлюпочной палубе, и тут у меня созрела мысль: положить горсть песка в карман, когда проходили мимо открытого пожарного ящика с песком. Подойдя к трюму № 4, который уже был против трапика приоткрыт, я начал спускаться в трюм, японский офицер мне подал блюдечко. Спустившись вниз, я из кармана выложил песок на блюдечко (часть песка оставил там в сторонке) и чуть-чуть положил содержимого груза, все это перемешал, стал подниматься наверх, когда поднялся — передал блюдечко японскому офицеру, и вся наша группа направилась обратно в салон.

По приходе содержимое осмотрели все японцы покачали головами, но согласились, что это песок для балласта. В действительности же была высококачественная ценная руда, идущая для добавления варки особой стали в количеств 2500 тонн.

Дня два японцы нас не беспокоили, а затем опять стали ездить, и в один из дней увезли капитана Пиира на берег. В последующие дни по распоряжению капитана были увезены на берег четвертый штурман и электромеханик, больше на берег никого не отпустили, командовал Николай Иванович Распутин. Он сказал японцам, что когда возвратят тех троих, тогда может быть и разрешит еще, а пока тех не привезут — не может быть и разговора.

Последние известия мы слушали ежедневно, благодаря нашим радистам Лобанову и Котцову, это их хитрая выдумка и мы прекрасно знали,что дела нашей армии на фронте у нас идут хорошо, а следовательно нас отпустят.

И вот настал этот радостный день: на катере привезли наших товарищей: капитана, четвертого штурмана и электромеханика. Сразу же машина была приготовлена, только капитан поднялся на мостик — сразу же дали ход, пошли на выход. Японцы же провожали с цветами, но нам было не до этого: мы спешили уйти из этого ада, где простояли тридцать пять суток. Оттуда мы ушли победителями и сохранили такой ценный груз и теплоход нашей Родине.

По приходе в один из портов Америки нашей команде, представители профсоюза портовых рабочих предложили выгрузить этот груз силами команды, так как у их доковых рабочих была забастовка, а нас надо было быстрее загрузить и отправить с грузом на Родину.

Просьбу докеров и профсоюза мы с честью выполнили».

Анастасия Сомова, 9 мая 2014 08:59

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Фото
Реклама
Новости рубрик

В Архангельске простились с первым губернатором области Павлом Балакшиным

В Поморье развернулась Неделя популяризации донорства крови

В УФИЦ при КП-3 в Поморье увеличат количество мест

Прощание с первым губернатором Архангельской области Павлом Балакшиным пройдет 18 апреля

Ломоносов – часть великой истории нашего Отечества

Капремонт двух мостов через Шарьгу развернулся под Няндомой

Котласские власти обязали поставить на кадастровый учет землю под кладбищем

Данные по ледоходу в Поморье 18 апреля 2024 года

Конечные регулируемые цены на электрическую энергию и мощность, поставляемую потребителям ООО «ТГК-2 Энергосбыт» в марте 2024 года

Данные по ледоходу в Поморье 17 апреля 2024 года

Глава Северодвинска прошел в резиновых сапогах по самым затопленным участкам города

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

Всего за сутки жители Архангельска потеряли 13 миллионов рублей

За 59 патронов житель Поморья получил полгода ограничения свободы

В Северодвинске спасли едва не задушенную женщину

Воришка в Северодвинске позарился на бытовую химию

Жулик представился архангелогородке сотрудником компании сотовой связи

В Северодвинске назвали имена лучших стрелков Архангельской области

Флорболисты из Поморья стали призерами национального первенства

Лыжный марафон «Сияние Севера» объединил более 300 лыжников со всей страны

Спортфедерациям Поморья рассказали о соцпроектировании

Площадь ледовой арены в Северодвинске превысит 3900 квадратных метров

В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»

В Архангельске состоялась гала-премьера «Песен Поморья»

В Вельске открыли выставку «Тепло женской души»

В Архангельске появилась лодка-соянка

В Архангельске готовятся масштабно отметить юбилей Антонины Колотиловой

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Правовая информация

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru