Новости дня

Северодвинские врачи спасли жизнь мужчине с ранением сердца

В Северодвинске по среди дня поймали наркопреступников

В Архангельске появилась лодка-соянка

Миллиарды рублей пойдут на дороги Архангельской области

Мобильная версия 16+

Пятница, 29 марта, 17:54

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/incidents/2015/04/11/33793.html

Пожар на субмарине в Северодвинске: неизвестное об известном

Пожар на субмарине в Северодвинске: неизвестное об известном
Фото Олега Кулешова http://www.rg.ru
Пожар на «Звездочке» 7 апреля стал главной новостью для региональных и федеральных СМИ. Сейчас, когда страсти поутихли, мы предлагаем читателям «ДИ» обзор этих событий ветерана-подводника, военного эксперта, члена Союза журналистов РФ Андрея Михайлова.

Что произошло

Сначала о том, что знают, наверное, уже все, кому это интересно -- повторимся очень коротко. Пожар на атомной подводной лодке «Орел» в сухом доке Центра судоремонта «Звездочка» в Северодвинске  произошел в минувший вторник. Прошла почти неделя, и можно уже говорить более взвешенно, с толком и расстановкой. Хотя окончательные выводы, естественно, прозвучат лишь после окончания работы специальной комиссии.

Возгорание на АПЛ произошло при проведении огневых работ. Все находившиеся на борту люди, то есть работники предприятия и личный состав корабля, организованно покинули лодку, никто не пострадал. Пожар был полностью потушен к полуночи. Для этого потребовалось частично наполнить водой док-камеру – это, кстати, и предписано специальной инструкцией, предусмотренной для таких случаев. Как говорится, инструкции написаны жизнью...

Сразу же начала работу специальная комиссия. Установлено, что возгорание возникло в межбортовом пространстве в кормовой части лодки, где загорелись изоляционные резиновые покрытия. Ядерные реакторы давно заглушены на период ремонта, боезапаса и горюче-смазочных материалов на борту лодки не было – так, собственно, и полагается при постановке в док на длительное время. В результате ЧП угрозы экологического и радиационного заражения не возникло.

Причиной пожара пока считается нарушение техники безопасности при проведении огневых работ. По предварительным данным, наиболее вероятной  причиной пожара может быть нарушение техники безопасности -- возгорание произошло при проведении сварочных работ в межбортном пространстве «Орла», между легким и прочным корпусом.

Так называемое «обитаемое пространство корабля» не пострадало -- а ведь именно там, внутри прочного корпуса, и находятся все дорогостоящие приборы и механизмы. Пожар не вызвал необратимых последствий, все повреждения -- устранимы. Руководство «Звездочки» уже проинформировало Минобороны, что государственный контракт на ремонт АПЛ «Орел» будет исполняться в соответствии с утвержденными сроками. В строй ВМФ субмарина вернется в четвертом квартале 2016 года, как, собственно, и планировалось…

Пожар как инфоповод

Собственно, таких ситуаций на любой судоремонтной  верфи мира вообще-то хватает – ну не придумало еще человечество негорючих материалов для промышленности! Писали о пожаре на «Орле» и заграничные СМИ – цитируя российские. Кстати, американцы ограничились, в основном, краткими заметками. Почему – об этом ниже. Российские СМИ отреагировали мгновенно, что в общем, вполне объяснимо.

Лично я узнал о событиях в Северодвинске в дачном поезде на пути в Солзу. Звонок из Москвы: служба новостей НТВ. Вопрос прямой: что там у вас горит? Говорят, подлодка? Сколько погибших? Во как, а я ничего не знаю… Как-то «отбрехался». В Союзе журналистов РФ есть контакты числящихся там военных обозревателей, так что звонят периодически из столичных СМИ. Правда, ни разу не звонили по поводу чего-то хорошего – например, когда новую подлодку закладывают, или когда есть информация о сдаче кораблей и судов заказчику. Только когда авария или пожар, тогда и спрашивают.

Еду на поезде вдоль берега Белого моря, Северодвинск виден издалека -- и точно, над «Звездочкой» есть дым. Черный – значит, от резины, которой у нас как раз подлодки-то и покрыты. Ну, все ясно. На плаву такого быть не может, значит, что-то в доке горит. Причем от резины дым именно черный и виден далеко.

В 16 часов уже на даче включаю радио – на «Эхе Москвы» в прямом эфире председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ВМФ Игорь Курдин, которого сам немного знаю -- голос точно его -- уже комментирует ситуацию. Оперативно, однако. Чисто профессионально – молодцы «эховцы»! Но…

В голосе ведущей, которая полчаса задавала бывшему подводнику вопросы, чувствовалось явное нетерпение:  ну, мол, скажите, будут ли эвакуировать Северодвинск и вообще, что с флотом происходит?  Короче, Курдин  держался в целом достойно – любой грамотный военный моряк может говорить на любую тему, связанную с флотом, сколько угодно. Но уж лучше сказал бы сразу, что ему из Питера так-то не видать, что там вообще в Северодвинске в данный момент делается. Честнее было бы…

Сел в обратный поезд -- ехал, по ходу отвечая на несколько звонков из московских редакций  -- причем, звонили не личных мобильных, а именно с редакционных телефонов, коды 495 и 499. Отсылал к пресс-службам ОСК и «Звездочки». Вернулся к 18 часам на рабочее место, залез в сеть – и мама родная…

Вот леденящий душу триллер, составленный  только из одних заголовков: «При пожаре в Северодвинске могут быть десятки пострадавших», «ВМФ РФ понес многомиллиардные убытки», «России теперь не хватит денег на оборонку», «Северодвинск готовится к эвакуации», «Усидит ли теперь на своем месте Дмитрий Рогозин?», «Горящая АПЛ ушла на дно прямо в доке!». Во как.

Соцсети кипели от видео с черным дымом, и от непонятных, но страшноватых фото. Кстати, несколько часов потратил, чтобы найти, кто же первый известил о пожаре – нашел первоисточник именно в соцсетях.

Чуть позже тон публикаций стал меняться. Надо отдать должное профессионализму работников пресс-службы северодвинской «Звездочки»: все их комменты, появившиеся в СМИ, были оперативны, честны и взвешенны. Накануне встретил ведущего сотрудника пресс-службы Евгения Гладышева, на которого часто ссылались в публикациях центральных СМИ. Говорит – да, телефон тогда действительно раскалился. Но работа есть работа…

На следующий день информация о злополучном пожаре стала уходить из топов новостей, возможный ущерб вдруг снизился с многих миллиардов сначала до 100 миллионов, а потом вообще как-то «размылся» и куда-то делся.  

Теперь просто факты

Первое. Пожар на «Звездочке» произошел во время директорской «пересменки»: Владимир Никитин уже официально ушел, временно исполнял обязанности главного Эдуард Бааль, нового еще не назначили. Источник, близкий к руководству ОСК (назовем моего старого знакомого так), сообщил автору этих строк, что к рассмотрению к назначению предложено не менее пяти кандидатур. Назначение может состояться 8 мая. Кстати, звучит в числе кандидатов и Николай Калистратов, который уже командовал «Звездочкой», и очень успешно. Но его назначение, если оно состоится, может быть связано не столько с желанием использовать его гигантский опыт, сколько с намерением сделать из «старого коня, который борозды не испортит» некоего капитана-наставника, который подготовил бы хорошую смену на этой должности. С этим вообще в оборонке проблемы – смены поколений руководителей почти нет! Молодые-талантливые-энергичные есть, их даже много, а вот опытных – днем с огнем.

Далее. Все службы «Звездочки» и Беломорской ВМБ отработали на «хорошо» в сложной ситуации. Трудно ожидать, что кого-то наградят в такой ситуации, но вот выговоров, скорее всего, никто из военных, пожарных и спасателей может и не получить. 

Следующее. Точные данные о конкретной сумме ущерба появятся не ранее, чем через два-три месяца – об этом, кажется тоже еще никто не написал. «В денежном выражении стоимость ущерба определить возможно только после выполнения ряда мероприятий, однако степень ущерба специалисту в целом ясна, -- пояснили ИА «Двина-Информ» в пресс-службе верфи. -- В забортном пространстве, где развивался пожар, не было ничего дорогостоящего: балластная цистерна, баллоны воздуха высокого давления, арматура, кабельные трассы, трубопроводы, резина, изоляция».

Еще одно, о чем до нас почти не писали. Этот пожар на «Звездочке» -- далеко не первый именно из этой серии. Чаще всего возгорается резина на АПЛ, которых утилизируют. Говорят, в начале 90-х американцы, которые давали немалые денежки на уничтожение наших субмарин по навязанной Горбачеву программе «Совместное сокращение угрозы», пообещали кругленькую премию ученому, который изобретет защиту именно против таких пожаров. Наука бессильна до сих пор. Хотя американцам это и самим нужно позарез (подробности – ниже).

В сентябре 2013 года там же, при таких же обстоятельствах, горела АПЛ «Томск» такого же самого проекта, что и «Орел». Возгорание на К-150 «Томск» атомном подводном крейсере класса «Антей» проекта 949А тоже возникло в ходе сварочных работ именно в доке. Именно после того пожара в специальные инструкции записали обязательный пункт о возможности частичного заполнения док-камеры при подобных ситуациях что, собственно, и было сделано! Не из страха или растерянности, а точно по инструкции.

И наконец, последнее -- и, по-моему, самое главное. Открою страшную тайну: на американских атомных подлодках во время ремонта на тамошних верфях пожары случаются в два раза чаще, чем на наших! Несколько меньше горят и британские, и французские субмарины (хотя их и меньше, чем у РФ и США).  И это не российские данные – как раз-таки  западные, причем отрытые.

Вот, например, одна из совсем недавних аварий в США, с человеческими жертвами и дикими убытками. Этой информацией поделился с обозревателем ИА «Двина-Информ» хорошо известный в Поморье публицист и кинематографист, капитан 1 ранга Сергей Апрелев -- он, между прочим, еще и переводчик с английского и французского, а также  эксперт по Международному морскому праву.

Итак, в мае 2012 года в доке военной судоремонтной верфи ВМС США в Портсмуте, штат Нью-Гемпшир, во время ремонта произошел пожар на многоцелевой АПЛ «Майами» класса «Лос-Анджелес»Столб дыма от горящей субмарины был виден за несколько десятков миль. По рассказам  жителей соседнего городка Киттери, в воздухе распространился запах горелого пластика, невозможно было дышать. Серьезно пострадали шесть человек, в числе которых один пожарный, попавший в выброс открытого пламени. Как и русские (у нас научились, кстати!), в доке американцы глушат реакторы и выгружают ракеты и торпеды. Поэтому, к счастью, ничего не взорвалось. Подлодка обошлась ВМС США в 900 миллионов долларов.  «Майами» после пожара вообще списали на иголки. Восстанавливать оказалось бессмысленно. Почти миллиард долларов сгорел безвозвратно.

Или вот еще случай. В 2012 году субмарина в очередной раз встала на длительное техобслуживание. Его проводили в доках Портсмута, и ничто не предвещало беды. Кроме одного: в бригаде маляров там работал некий Кейси Фури, 24-летний рабочий с не лучшими характеристиками для такой работы, как ремонт АПЛ. У Фури была депрессия, он расстался со своей девушкой, принимал антидепрессанты и, по заявлению адвокатов, периодически испытывал панические атаки.

Когда его состояние ухудшалось, Фури брал отгулы, но как раз во время работ на «Майами» отгулы закончились. 23 мая Фури доверили очистить от старой краски при помощи пескоструйной установки торпедный отсек. Чтобы не возиться в торпедном отсеке целый день, Фури не придумал ничего лучше, чем устроить поджог. Он решил, что дым заставит свернуть всякую активность на борту, рабочих отпустят по домам. Но огонь не только не потух, но начал распространяться по субмарине. И все сгорело. Любопытно, что Фури еще какое-то время проработал в доках Портсмута. Короче, эдакий американский Герострат. Не так давно такой же депрессирующий летчик разбил немецкий лайнер с пассажирами о горы Франции…

Без лишней паники

Северодвинск дружит с вышеупомянутым «американским городом корабелов» Портсмутом (как Архангельск с Портлендом) уже более двух десятилетий. Там почти такая же верфь, как «Звездочка». Так вот: в США великолепно отлажена система оповещения населения о возможной техногенной опасности. Налажена и система контактов со СМИ: ежели кто кукарекнет раньше времени что-то «не то», поднимет панику, получит крупный штраф. Но оштрафуют издание и за то, если оно откажется срочно публиковать информацию об аварии, получив указание от соответствующих местных органов власти!

И последнее. Система оповещения населения о техногенных происшествиях отлажена в Северодвинске ничуть не хуже, чем в Портсмуте. С момента получения сигнала о тех событиях на «Звездочке» все соответствующие службы города находились в состоянии повышенной готовности. План действий в таких ситуациях проверен временем. Самому как-то довелось проверить – сотрудники городских чрезвычайных служб знают его наизусть. На регулярных учениях все полагающиеся нормативы всегда перекрываются. Отработано четкое взаимодействие с предприятиями.

Не сочтите за какой-то неуклюжий комплимент в адрес местной мэрии, но все-таки: Северодвинск может спать спокойно, потому что его спасатели начеку. 

Андрей Михайлов., 11 апреля 2015 18:22

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

Северодвинские врачи спасли жизнь мужчине с ранением сердца

Миллиарды рублей пойдут на дороги Архангельской области

В Архангельске вновь перекрывают дороги

Робот с российским паспортом

Активисты из Северодвинска познакомились с работой АМСК

Руководство по покупке двухкомнатной квартиры: ключевые моменты для внимания

В ООО «Газпром трансгаз Ухта» подвели итоги и рассказали о планах

В Архангельской области началась подготовка к Маргаритинской ярмарке

ПАО «ТГК-2» использует современные технологии в работе

Студенты САФУ представили разработки по цифровизации мусорной отрасли

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

Президент России обратился к гражданам страны

В Северодвинске по среди дня поймали наркопреступников

Жительница Котласа отдала аферистам больше миллиона рублей

Алковоришка орудовал в торговом центре Архангельска

Двое мужчин с крупной партией наркотиков пойманы в Архангельске

Жителей Архангельской области предупредили, что мошенники для обмана могут использовать детей

Пловцы Поморья добыли медали на Арктических играх

«Барракуда» из Северодвинска вернулась домой с победой

Пловцы из Архангельской области доплыли до медалей

«Водник» завоевал серебро чемпионата РФ

Судьбу золота в Устьянах решил поединок Большунова и Вокуева

В Архангельске появилась лодка-соянка

В Архангельске готовятся масштабно отметить юбилей Антонины Колотиловой

В Поморье школьников учат плотницкому мастерству

В Архангельске покажут фильм-путешествие «Песни Поморья»

Концерт в Устьянах помог приобретению тепловизионного прицела

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Политика в отношении обработки персональных данных.

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru