Изначально будущий цех проектировался как механический цех № 3 — по производству артиллерийских башенных установок для крупных надводных кораблей, но из-за Великой Отечественной войны и переориентировки Севмаша на строительство атомного подводного флота этим планам не удалось сбыться - он начал работать над созданием подводных лодок.
В 2014 году цех отметил свое 60-летие. За этот время, кроме первой атомной субмарины, в цеху были построены десятки атомных лодок. Среди них и первая титановая подлодка К-222, прозванная «золотой рыбкой».
Сейчас в цехе работают около полутора тысяч человек. Одним из последних заказов, который был заложен и построен именно в цехе №42, стала большая океанская яхта проекта А-1331. Самих подводных лодок в цехе не закладывали уже более 15 лет. Сейчас производство переориентировано на изготовление корпусных секций для строящихся атомных подводных лодок, а также отдельного судового оборудования.
Например, в цехе №42 установлен уникальный аппарат для сварки титановых трубопроводов. Участок был запущен еще 1971 году, но несколько лет назад специалисты провели проверку и подтвердили надежность и работоспособность установки.
Специфика работы установки «Атмосфера — 2» заключается в том, что сварка трубопроводов ведется в помещении, заполненной газом аргоном.
«Электросварщики, которые работают в этой установке - это специалисты высшего разряда. Перед работой они облачаются в специальные скафандры, а во время сварки внутри помещения, заполненного аргоном, за всеми их действиями следит оператор, который отдает команды. Вообще, установка позволяет сваривать детали размером до пяти метров», - говорит начальник участка сварки трубопроводов цеха №42 Севмаша Николай Дульнев.
По его словам, титан используют в подводных лодках из-за его свойств: легкости, прочности, а также он не поддается коррозии. При этом из-за особенностей металла, сварка титана лучше всего проводить в помещениях, заполненных аргоном, иначе он теряет свои свойства.
Еще одно уникальное производство, которое размещено в 42-цехе, — это автоматическая установка электронно-лучевой сварки, которая была запущена в непростое время для завода — в 1992 году. В 2013 году оборудование прошло модернизацию и, как говорят сами рабочие и инженеры Севмаша, не имеет аналогов в России.
Если говорить простыми словами — установка способна в автоматическом режиме сварить с помощью «лазера» гигантские детали.
«Она позволяет сваривать изделия размерами 8 на 8 метров из различных материалов: стали, титана, алюминия, медных сплавов. Это практически большинство конструкций, которые у нас производятся», - отметил ведущий инженер цеха №42 Лев Афонин.
Многие производственные участки в цехе №42 остаются закрытыми для журналистов — оборудование и изделия, которые здесь выпускаются — составляют государственную тайну.
По словам работников цеха, благодаря большому количеству заказов, которое получил Севмаш от ВМФ, заработная плата на заводе постоянно растет. Сейчас, высококвалифицированные рабочиезарабатывают около 100 тысяч рублей.
Фоторепортаж о цехе №42 смотрите здесь.