Новости дня

Капремонт двух мостов через Шарьгу развернулся под Няндомой

В Архангельске простились с первым губернатором области Павлом Балакшиным

В Северодвинске назвали имена лучших стрелков Архангельской области

Всего за сутки жители Архангельска потеряли 13 миллионов рублей

Мобильная версия 16+

Четверг, 18 апреля, 14:38

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/economy/2014/09/23/28256.html

Самую большую субмарину в мире построили в Северодвинске 34 года назад

Самую большую субмарину в мире построили в Северодвинске 34 года назад
На снимке: вывод из 55 цеха Севмаша первого «Тайфуна» после его модернизации в спецпроект «Дмитрий Донской», 2002 год. Фото с форума http://www.russiannavy.ru/
Ровно 34 года назад, 23 сентября 1980 года, в СССР, в Северодвинске, на Севмаше была спущена на воду атомная субмарина «Акула». Это, как сейчас говорят, был как бы противовес стратегическим подлодкам класса «Огайо» системы «Трайдент», строящимся в Гротоне, США.

Работы над проектом 941 по созданию подводной лодки «Акула» начались задолго до постройки субмарины, еще 19 декабря 1973 года. Проект разработало знаменитое бюро «Рубин», которое возглавлял генеральный конструктор Игорь Спасский, которого в Северодвинске, а тем более на Севмаше прекрасно знают.

Всего было заложено семь «Тайфунов» (не удивляйтесь, ниже объясню, почему лодку по-другому назвал), но один не был достроен. В соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, три из шести построенных кораблей проекта были утилизированы. Базировались все лодки этого типа на Северном флоте, в бухте Нерпичья базы подводников Западная Лица.

В свое время именной этот самый первый «Тайфун», который сейчас называется «Дмитрий Донской», был модернизирован под испытания новой баллистической ракеты «Булава», которая не так давно была принята на вооружение. В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ на Северном флоте находятся три подлодки класса «Акула» — «Северсталь», «Архангельск» и этот самый «Дмитрий Донской». Внутри подлодка этого класса имеет катамаранное устройство. В стальном брюхе «Акулы» располагаются два прочных корпуса диаметром по 7,2 метра. Каждый из них разделен на восемь отсеков.

Некоторые дотошные читатели могут озадачиться вопросом: а почему, мол, автор статьи называет самые большие в мире подлодки «Тайфунами»? Ведь вроде бы и название «Акула» встречается. Тут объяснение простое. Очень часто журналисты ошибочно называют именно «Акулой» многоцелевые атомные подлодки проекта 971. А ведь это они по классификации НАТО называются «Akula». По-русски они вообще-то обозначаются как «Щука-Б».

Ну, а кроме того, вспоминаются слова незабвенного генсека Леонида Брежнева, сказанные им с нескрываемой гордостью на XXVI съезде КПСС: «Американцами создана новая подводная лодка „Огайо“ с ракетами „Трайдент-I“. Аналогичная система, „Тайфун“, имеется и у нас!». Этот проект советских подлодок создавался в условиях строжайшей секретности, и то, о чем оповестил мир товарищ Брежнев, стало в свое время неким шоком даже для весьма продвинутых спецслужб тогдашнего «вероятного противника». Есть версия, что Брежнев специально назвал эту лодку «Тайфуном», чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение. Ну что ж, ему это удалось...

Тяжелые стратегические субмарины класса «Тайфун» — это самые большие в мире атомные подводные лодки, полное подводное водоизмещение которых составляет 49,8 тысячи тонн, длина — 172 метра, ширина — 23,3 метра. Проект уникального корабля разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года. В боевой состав флота первая подлодка серии принята 12 декабря 1981 года. Для постройки «Акул» на Севмаше был специально возведён новый цех 55 — самый большой крытый эллинг в мире.

Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии, то есть в подводной части, на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй шесть лодок проекта 941. Планировавшийся седьмой корабль, точнее, зачатки его конструкции, были разобраны после развала СССР прямо на стапеле северодвинской верфи Севмаш — на металлолом... Кстати, были когда-то идеи «Тайфуны» не утилизировать, а переоборудовать их в подводные транспорты для снабжения Норильска или даже в танкеры, однако эти проекты реализованы не были.

Строительство «деятиэтажных» подлодок (а по высоте они действительно с многоэтажный дом) обеспечивало заказами более тысячи предприятий СССР. Только на Севмаше 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. По причине подписания в 1979 году договора ОСВ-2 и прекращения производства ракет Р-39, которые являлись основным вооружением «Тайфунов», в середине «нулевых» были утилизированы три таких подлодки.
В свое время автору этих строк довелось не раз бывать на борту «Акул-Тайфунов». Правда, в море на них выходить не приходилось, на других подлодках служил. Но все равно впечатление от них было сногсшибательное. Как-то, будучи так называемым дежурным по живучести северодвинской бригады строящихся кораблей (они назначались из старших офицеров электромеханических боевых частей подлодок), я среди ночи мимо зазевавшегося верхнего вахтенного, так сказать, «злодейски проник» на «Тайфун» через носовой аварийно-спасательный люк громадной подлодки, стоявшей у одного и дебаркадеров северодвинской верфи Севмаш.

Дежурным по живучести, собственно, так и полагалось: в ночное время проверять состояние живучести всех подлодок бригады, выявляя всяческие недостатки. Дабы подводники, стоящие на вахте, не расслаблялись. Так вот, спустился я в люк — и несколько растерялся. Где это я? Хоть дежурные по живучести и сдавали зачеты на допуск к проверке кораблей, то есть изучали по схемам их устройство, но зачет этот был больше, так сказать, теоретическим. А практически...

Долго блуждал я тогда по отсекам, в которых ни души. По сути, заблудился — не смог сам найти вход в центральный пост. На удачу, набрел в одном из отсеков на пультик внутрикорабельной связи. Хоть прочитал, в каком именно отсеке нахожусь. Представился дежурному по кораблю, объявил по связи учебную тревогу для положенной отработки личного состава вахты. И только прибывшая аварийная партия меня тогда обнаружила и вывела, так сказать, «в свет», то есть в центральный... Потом, конечно, довелось и в сауне попариться, которая есть на борту «Тайфуна», и в великолепном бассейне искупаться, который тоже есть в так называемой зоне отдыха.

Вот какую рассказал обозревателю ИА «Двина-Информ» накануне дня рождения первого «Тайфуна» Владимир Журавлев, ветеран крупнейшей в Европе военной верфи Севмаш, где строятся наши атомные субмарины. Более 20 лет он был членом сдаточной команды строящихся атомоходов — то есть заводского подразделения, специалисты которого выходят в море на испытания «заказов» вместе с военными моряками.

Итак, идут заводские ходовые испытания только что построенной атомной подлодки, того самого первого «Тайфуна». Трое суток, как Северодвинск остался за горизонтом. Лодка бороздит испытательный полигон Белого моря уже в подводном положении. Народу на борту человек четыреста — экипаж, сдаточники с верфи Севмаш, наука, военпреды, штабисты. Питание в столовой и кают-компании в шесть смен, каюты и проходы в отсеках забиты под завязку.

Кок, пришедший на лодку пару лет назад с береговой базы (для льготной выслуги) и только недавно переделанный из прапорщиков-краснопогонников в мичманы, заходит в центральный пост, спрашивает у командира: «Тащ к-р, добро наверх дыхнуть-курнуть? Трое суток от котлов не отходил...» И резво отдраивает нижний рубочный люк. Его стаскивают за ноги с трапа уже у люка верхнего. Командир экс-прапора не наказывает: готовит уж больно вкусно и ворует немного.

Ехидный замполит периодически забредает в центральный, тыкает тумблер «Каштана» с биркой «Амбулатория» и мощно рявкает: «Доктор, хватит спать!» И тут же, довольный донельзя, удаляется в свою каюту. Естественно, вздремнуть. Так же регулярно, аккурат когда зам засыпает, в центральном возникает док и просит кого-нибудь позвонить в политруковскую каюту: мол, к береговому телефону начпо (начальник политотдела) базы вызывает.

Зам прибегает вечно взъерошенный, испуганный и мямлит: «Ой, сейчас точно вздрючат за боевые листки (конспекты первоисточников, планы соцсоревнований)». Поняв шутку, веселится и уходит обратно спать, чтобы ровно через час (как Штирлиц) на автомате проснуться и потревожить сон доктора. Процедура «док-зам» повторяется до бесконечности (под водой повторение — мачеха учения). Каждый раз градус оптимизма в центральном повышается.

Глядя на военных, решают повеселиться и заводчане. По общекорабельной связи звучит команда: «Наладчику такому-то прибыть в центральный пост к береговому телефону». Наладчик (у которого жена должна со дня на день родить) прибегает, хватает трубку и слышит: «Это главврач роддома, поздравляю, у вас тройня, все девочки!» Бедный парень, у которого две девки уже есть (парня хотел!), чуть не плачет.

И понуро бредет к сдаточному механику просить шила (то есть спирта) на протирку материальной части. С горя. Когда же ему объясняют, что над ним просто подшутили, «протирает» уже с великой радости... В конце концов первый «Тайфун» прошел испытания блестяще.

Замечено: чем меньше надутых щек и гонористых фигур на сдаточной АПЛ, тем лучше ходовые испытания проходят. Пожелаем того же и построенным на «Севмаше» новым российским подлодкам классов «Борей» и «Ясень». Чтоб без надутых щек и с юмором!

Андрей Михайлов, 23 сентября 2014 18:00

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

В Архангельске простились с первым губернатором области Павлом Балакшиным

В Поморье развернулась Неделя популяризации донорства крови

В УФИЦ при КП-3 в Поморье увеличат количество мест

Прощание с первым губернатором Архангельской области Павлом Балакшиным пройдет 18 апреля

Ломоносов – часть великой истории нашего Отечества

Капремонт двух мостов через Шарьгу развернулся под Няндомой

Котласские власти обязали поставить на кадастровый учет землю под кладбищем

Данные по ледоходу в Поморье 18 апреля 2024 года

Конечные регулируемые цены на электрическую энергию и мощность, поставляемую потребителям ООО «ТГК-2 Энергосбыт» в марте 2024 года

Данные по ледоходу в Поморье 17 апреля 2024 года

Глава Северодвинска прошел в резиновых сапогах по самым затопленным участкам города

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

Всего за сутки жители Архангельска потеряли 13 миллионов рублей

За 59 патронов житель Поморья получил полгода ограничения свободы

В Северодвинске спасли едва не задушенную женщину

Воришка в Северодвинске позарился на бытовую химию

Жулик представился архангелогородке сотрудником компании сотовой связи

В Северодвинске назвали имена лучших стрелков Архангельской области

Флорболисты из Поморья стали призерами национального первенства

Лыжный марафон «Сияние Севера» объединил более 300 лыжников со всей страны

Спортфедерациям Поморья рассказали о соцпроектировании

Площадь ледовой арены в Северодвинске превысит 3900 квадратных метров

В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»

В Архангельске состоялась гала-премьера «Песен Поморья»

В Вельске открыли выставку «Тепло женской души»

В Архангельске появилась лодка-соянка

В Архангельске готовятся масштабно отметить юбилей Антонины Колотиловой

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Правовая информация

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru