Новости дня

В Красноборске возвели новый дом для переселенцев из «авариек»

За убийство сожительницы бродяга из Архангельска получил 9 лет

Тайну пропажи 11 дорожных знаков раскрыли на юге Поморья

Данные по ледоходу в Поморье 16 апреля 2024 года

Мобильная версия 16+

Вторник, 16 апреля, 14:11

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/economy/2014/01/17/20854.html

Сюжет

Архангельский тралфлот получит четыре новых траулера17 марта 2016 16:55

Олег Заболотский: «Эксперименты с прибрежным рыболовством могут обернуться серьёзными проблемами для рыболовецких колхозов»9 февраля 2016 12:27

В Архангельском морском рыбопромышленном техникуме в курсанты посвятили 150 учеников23 октября 2015 16:09

С Фарерских остров в Архангельск прибыл транспорт с 2400 тоннами рыбы 17 сентября 2015 16:46

Архангельские журналисты исследовали рыбный рынок города10 июля 2015 10:58

В Архангельске празднуют День рыбака10 июля 2015 10:08

Правительство области подготовило предложения на рассмотрение Госсовета по рыбохозяйственному комплексу9 июля 2015 14:51

Проблемы поморских рыбаков доведут до президента России2 июля 2015 10:54

Доля импортной рыбы в Поморье составляет 7-8% от общего числа рыбной продукции в магазинах3 февраля 2015 13:39

С Севера на дальний Восток: траулер АТФ сменил порт приписки22 января 2015 12:25

Каких еще подвохов от иностранцев ждать рыбакам Архангельска в мировом океане?

Каких еще подвохов от иностранцев ждать рыбакам Архангельска в мировом океане?
itar-tass.com
Российский траулер «Новоазовск», приписанный к порту Мурманска и принадлежащий Архангельскому тралфлоту, наконец-то отпущен под залог в 380 тысяч норвежских крон (около $ 62 тысяч) из норвежского порта Тромсе.

Российская сторона надеется, что в дальнейших разбирательствах будут участвовать все-таки не пограничники и спецслужбы Норвегии, а судьи. Но вот что будет дальше? Увы, эксперты приходят к неутешительным выводам...

Напомним, наш траулер был задержан 13 января в Норвежском море кораблем береговой охраны Норвегии «Нордкап» за «нарушение правил рыболовства»: якобы часть улова была выброшена за борт. На этой версии настаивает норвежская сторона.

Капитан корабля пояснил, что это произошло совершенно случайно, из-за сломанной решетки шпигата, через которую часть добытой рыбы (уже мертвой) и «ушла», попросту выскользнув, за борт. Поломку заметили поздно и предотвратить инцидент не смогли. В общем, наши рыбаки факт некоего нарушения как бы признали. Только вот с размерами ущерба, нанесенного морской экологии, они категорически не согласны!

Впрочем, спорить с норвегами на их же территории, у причала в Тромсе, оказалось бессмысленным. По последним данным, которые сообщили «Двине-Информ» в Санкт-Петербургском отделении Ассоциации морского права, скорее всего, решение норвежской стороны о штрафе будет обжаловано в международных инстанциях.

И вот тут-то и появился у архангельских журналистов острый повод подробно рассмотреть проблему рыболовства в Баренцевом и Норвежском морях! Не все так просто. И некоторые российские суда, причем не только архангельские, но и мурманские, задерживаются теми же норвегами незаконно (с российской точки зрения). Сами же скандинавы уверены, что только выполняют закон!

Вот как прокомментировал ситуацию в интервью «РГ» руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства Валентин Балашов: «Норвежцы искренне считают, что после разграничения морских пространств в Баренцевом море под юрисдикцию Норвегии автоматически подпадает все, что находится по левую сторону новой границы. Сейчас в мире настолько обострилась борьба за водные биоресурсы, что каждое государство старается выдавить из своей исключительной экономической зоны конкурентов, работающих под другими флагами!».

Накануне ситуацию с «Новоазовском» (а также с задержанным в Сенегале траулером «Олег Найденов) комментировал и бессменный в течение последних семи лет глава Росрыболовства Андрей Крайний, который, как уже сообщала «Двина-Информ», как раз после этих событий с российскими траулерами уходит в отставку (хотя, может, просто совпало!).

Как пишет Общероссийское Интернет-издание «Правда.Ру», о ситуации с нашими судами глава Росрыболовства в вышеупомянутом интервью высказался чрезвычайно осторожно в виде изречения прописных истин (внеся не ясность, а подпустив некоего тумана): «Для нарушителей существуют понятные процедуры наказаний и решения конфликтных ситуаций. Неприемлемо нарушать международное морское право, не оказывать медицинскую помощь нуждающимся и прочее. Неприемлемо применять в конкурентной борьбе недобросовестные методы...».

Как бы между строк читается: наши действительно в чем-то провинились, но пусть юристы разбираются. Короче, Россия авианосные армады посылать для их спасения не будет! Тем более, что и действующий авианосец-то у нас всего, извините, один — и на армаду он никак не тянет... Ну что ж, и на том спасибо. И, по мнению Крайнего, застраховаться от подобных ситуаций в будущем российским рыбакам просто невозможно.

Кстати, в случае с «Олегом Найденовым» имело место жесткий «наезд» спецслужб Сенегала на российское судно «Олег Найденов». Без объяснения причин и официальных обвинений, с избиениями, наручниками и прочими военными «прелестями». В случае же с «Новоазовском» все прошло вроде бы более цивилизовано, с «культурным» европейским подходом. Но от такой «культуры» нашим морякам было никак не легче...

Вот как прокомментировал ситуацию с задержанием «Новоазовска» в беседе с обозревателем «Двины-Информ» член Международной ассоциации по морскому праву, известный публицист и историк, капитан I ранга Сергей Апрелев:

«Давайте рассмотрим ситуацию все-таки более объемно, ведь страдают от неких законодательных «непоняток» не только архангельские рыбаки. Попробуем найти корень проблемы. Увы, именно с судами, которые имеют отношение к России, подобные инциденты случаются чаще всего. И дело, по-моему, не только в конкретной вине, скажем, того же архангельско-мурманского «Новоазовска» (надо еще разобраться в реальных масштабах этой самой вины!). Дело в том, что, увы, подобные инциденты в дальнейшем далеко не исключены.

Увы, порой толкование международного права далеко не однозначно. Этим призвана заниматься двусторонняя российско-норвежская комиссия, в том числе, по вопросам рыболовства. После распада СССР нельзя не признать, что норвежцы (при всем моем к ним искреннем уважении) значительно активизировали наступление на права и интересы его правопреемника — России.

И регулярно возникающие, мягко говоря, неоднозначные ситуации с Норвегией вполне объяснимы. Главный документ международного морского права — Конвенция 1982 года. Именно из-за различия толкований этого документа наши страны долго буксовали в вопросе делимитации морских пространств Баренцева моря.

После российско-норвежского соглашения о делимитации границы в Баренцевом море от 2011 года законодательно как бы исчезла спорная зона промысла, по которой ранее ежегодно делалось Дополнительное соглашение... Вопрос о том, выгоден ли этот документ 2011 года России в целом и российскому рыболовству в частности, конечно, неоднозначен. Но, как уже показала практика — скорее всего, нет! Поскольку допущенные уступки, якобы, в обмен «на технологии» ничем особенно не мотивированы и не подтверждаются реалиями. Отсюда и сравнительно частые «рыболовные споры» с уважаемой Норвегией.

Россия, ограниченная, кроме всего прочего, еще и внутренними законами Норвегии, таким образом, уже не в состоянии в полной мере воспользоваться своим законным правом разработки природных ресурсов, в том числе и лова рыбы. Вот российские траулеры регулярно и арестовываются норвежской стороной.

И ситуация все больше напоминает «инициативное» подписание в Вашингтоне 1 июня 1990 года министром иностранных дел еще СССР Соглашения с США о разделении шельфа Берингова моря, по которому США получили добавку к экономической зоне более 200 тысяч квадратных километров (линия Шеварднадзе—Бейкера).

В результате, по оценкам экспертов, совокупные потери российской рыболовной отрасли составили около трех миллионов тонн рыбы, стоимостью свыше $1,4 млрд. В случае вышеупомянутых соглашений о делимитации морских пространств Севера ущерб пока подсчитать невозможно. Но ясно, что он немалый. Сюда, кстати, нужно включить и ущерб от инцидентов, подобных ситуации с «Новоазовском».

Что касается сброса некондиционной рыбы, за что был задержан траулер «Новоазовск», так это практикуют почти все страны, ведущие промысел на Севере. Это признают и сами норвежцы. Они в курсе проблемы! Об этом, например, рассказывает обошедший мир великолепный норвежский фильм «Поймать и выбросить». По сути, жадность норвежских и исландских рыбаков приводят к ежегодному снижению улова рыбы, оцениваемому приблизительно в один миллиард крон. По разным причинам выбрасывается за борт около 30% улова...

Так что на этом «хватают за руку» не только наших. Но наших — чаще! И ситуация с «Новоазовском» (да и с «Олегом Найденовым»!) — лишь своеобразный индикатор процесса. Рано или поздно какое-нибудь другое российское судно попало бы в подобную ситуацию. Увы, порой толкование международного права далеко не однозначно...

Думается, эти вопросы должны решаться не только на региональном, но и на самом высоком государственном уровне, тогда толк будет! Конечно, ссориться с весьма дружественной к нам Норвегией ни к чему, но и свои интересы защищать надо!".

Андрей Михайлов, 17 января 2014 15:12

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

Ломоносов – часть великой истории нашего Отечества

В Архангельске открыли кабинет социально-бытовой адаптации

Осужденные Архангельской области смогут учиться в САФУ

Северодвинец подарил музею в Верхней Тойме макет легендарного храма

Собранные в Поморье дроны готовят к отправке в зону СВО

В Красноборске возвели новый дом для переселенцев из «авариек»

Данные по ледоходу в Поморье 16 апреля 2024 года

Всего два дня осталась до окончания Декады подписки

«ЭкоИнтегратор» показал, как мусоровозы добираются до контейнерных площадок по размытым дорогам

«Ростелеком» подключил к высокоскоростному интернету животноводческий комплекс в Вельском районе Архангельской области

Глава Северодвинска прошел в резиновых сапогах по самым затопленным участкам города

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

За убийство сожительницы бродяга из Архангельска получил 9 лет

Тайну пропажи 11 дорожных знаков раскрыли на юге Поморья

Жулики обманули семейную пару из Виноградовского округа

После отдыха в большой компании новодвинка недосчиталась 150 тысяч

У девушки в Архангельске изъяли два пакета с наркотиками

Лыжный марафон «Сияние Севера» объединил более 300 лыжников со всей страны

Спортфедерациям Поморья рассказали о соцпроектировании

Площадь ледовой арены в Северодвинске превысит 3900 квадратных метров

Лыжный стадион под Архангельском продолжат модернизировать

Поморский лыжный марафон состоялся в Малых Карелах

В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»

В Архангельске состоялась гала-премьера «Песен Поморья»

В Вельске открыли выставку «Тепло женской души»

В Архангельске появилась лодка-соянка

В Архангельске готовятся масштабно отметить юбилей Антонины Колотиловой

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Правовая информация

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru