Новости дня

Северодвинские врачи спасли жизнь мужчине с ранением сердца

В Северодвинске по среди дня поймали наркопреступников

В Архангельске появилась лодка-соянка

Миллиарды рублей пойдут на дороги Архангельской области

Мобильная версия 16+

Пятница, 29 марта, 15:56

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/culture/2014/11/24/30144.html

Архангельгородцам впервые после реставрации показали икону «Спас Всемилостивый, с вологодскими чудотворцами»

Архангельгородцам впервые после реставрации показали икону «Спас Всемилостивый, с вологодскими чудотворцами»
www.arh-eparhia.ru
Мероприятие состоялось в выставочном зале Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Вот уже 17 лет Архангельский музей изобразительных искусств — ныне Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» к Дню архангела Михаила готовит разнообразную праздничную программу. На этот раз главным мероприятием празднования именин Архангельска в музее стал первый показ иконы «Спас Всемилостивый, с вологодскими чудотворцами», реставрация которой была завершена в этом году.

«Мы сегодня собрались здесь, продолжая празднование Дня архангела Михаила — небесного покровителя нашего города, — отметил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. — Я не могу оторвать взгляда от этой иконы Вседержителя. Самое сложное в иконописи — это изобразить глаза. На этой коне глаза Христа выражают Любовь, кротость, смирение. Я вспоминаю такой случай: когда я жил в Троицко-Сергиевой лавре, один светский художник решил написать икону. Но глаза у него получились как у Соловья-разбойника. Потому, что как в пении из сердца человек выдает самую глубину, так же и в иконе, которая является отражением степени духовности ее создателя. Спасибо, что этот образ отреставрирован и стал доступен для горожан. Просто хочется часами стоять и молиться около такой иконы».

Икона была отреставрирована благодаря помощи и поддержке Всероссийского научно-исследовательского реставрационного центра им. академика Грабаря, с которым Архангельский музей связывает многолетняя дружба. Его директор Александр Лисовой подчеркнул, что данная работа является подарком Архангельску ко дню именин города.

«Мы также выпустили книгу, посвященную реставрации этого произведения русского искусства, — рассказал Александр Лисовой. — Тем самым мы даем автору, художнику-реставратору провести искусствоведческий и исторический анализ работы над возрождением памятника. Проделана огромная работа, определена дата написания, заказчик и автор-иконописец. Прослежен весь исторический путь иконы. И благодаря этому труду мы возвращаем к жизни непреходящую духовную ценность, воплощенную в этом шедевре русской иконописи».

Для музея это не первый опыт реставрации икон. В этом году была также отреставрирована икона «Чудо Михаила архангела в Хонех» из городской Архангельской церкви, располагавшейся рядом со Свято-Троицким собором и разрушенной вместе с ним.
«Музейные работники Северного краевого музея тогда могли спасти лишь единичные памятники иконописи, — рассказала заведующая отделом древнерусского искусства музея Татьяна Кольцова. — Работать в музеях в 1920-30-е годы и пытаться сохранить наследие, прежде всего связанное с церковным искусством, было так же опасно, как и служить в Церкви. Многие из наших предшественников оказались в лагерях и погибли. Поэтому многие иконы, которые поступали в музеи заведомо скрывались, и терялась тем самым информация об их происхождении. И самая главная наша задача сегодня — попытаться проследить прошлое образа. Ведь икона, как и человек, имеет свою Родину. И как только мы выясняем откуда она, икона начинает нам рассказывать о себе. Проводятся большие исследования в архивах, сводятся воедино разные ниточки, чтобы доказать, что та или иная икона была в конкретном храме. Зато какую радость мы все испытываем когда обретаем новую икону, узнаем ее историю».

Об истории иконы рассказал ее реставратор — доктор искусствоведения Александр Рыбаков. Он живет и работает в Вологде и так получилось, что история образа оказалось тесно связана с его родным городом и Архангельском. По словам Александра Александровича иконография образа Спаса Вседержителя с предстоящими святыми имеет своим истоком надвратный образ, написанный для Спасской башни Московского кремля.

«Появление этого иконографического сюжета в Вологде связана с трагическими событиями в нашем городе в середине 16-го века, — говорит Александр Рыбаков. — В 1654 году по России прокатилась страшная эпидемия чумы. В Вологде вымерла почти половина населения. Вологжане вспомнили о старинном обычае: чтобы унять Божий гнев нужно за день построить храм и отслужить молебен о спасении. И 18 октября 1654 года такая церковь была построена. И так же за сутки местный иконописец написал для него икону Спасителя. Иконография образа была заимствовано у Спаса Смоленского — иконы написанной для Спасской башни. И когда молебен в новопостроенном храме был совершен, эпидемия утихла, в тот день не заболел ни один человек. С того времени этот храм и икона в Вологде почитались как чудотворные».

Затем образ стал распространяться по Вологодской епархии в многочисленных списках. Приэтом по обе стороны от Христа стали изображать местных святых, как предстателей перед Спасителей за народ и землю Вологодскую. Таким образом к 18 веку сформировался облик иконы «Спас Всемилостивый, с вологодскими чудотворцами». Всего на ней изображено 24 святых, в основном настоятелей чтимых на Вологодчине монастырей.

«В ходе реставрации удалось выяснить имя автора и заказчика иконы, — пояснил Александр Рыбаков. — Была обнаружена надпись, которая гласит, что образ написан в 1778 году в Москве иконописцем Лазарем Климовым Ершовым „со товарищи“. Имя заказчика при этом зашифровано. В ходе исследования иконы удалось установить, что им был вологодский купец Николай Иванович Бовыкин. Он был состоятельным человеком, солеторговцем, и имел постоянные связи с Архангельском, где у него были торговые интересы и партнеры. И чтобы зарекомендовать себя в Архангельске он пожертвовал заказанную в Москве икону в Свято-Троицких кафедральный собор Архангельска».

Икона была помещена в нижний ряд иконостаса нижнего, Богоявленского храма собора и находилась там 150 лет. Пережила пожар 1793 г. и уцелела при разрушении храма в конце 1920-х годов, оказавшись в итоге в хранилище Архангельского музея изобразительных искусств.

«Реставрация иконы была длительной. Выяснилось, что она дважды поновлялась, и покрыта сильно потемневшей олифой. Необходимо было очистить образ от этих наслоений, — говорит Александр Рыбаков. — На ногах Спасителя были обнаружены затемнения — это результат приложения верующих, свидетельство особого почитания иконы в Архангельске».
Музей планирует продолжить традицию открытия икон из погибших архангельских храмов. Следующим этапом должна стать реставрация икон из разрушенного в 1920-е годы собора Михайло-Архангельского монастыря, сообщает пресс-служба мэрии Архангельска.

24 ноября 2014 15:23

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

Северодвинские врачи спасли жизнь мужчине с ранением сердца

Миллиарды рублей пойдут на дороги Архангельской области

В Архангельске вновь перекрывают дороги

Робот с российским паспортом

Активисты из Северодвинска познакомились с работой АМСК

Руководство по покупке двухкомнатной квартиры: ключевые моменты для внимания

В ООО «Газпром трансгаз Ухта» подвели итоги и рассказали о планах

В Архангельской области началась подготовка к Маргаритинской ярмарке

ПАО «ТГК-2» использует современные технологии в работе

Студенты САФУ представили разработки по цифровизации мусорной отрасли

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

Президент России обратился к гражданам страны

В Северодвинске по среди дня поймали наркопреступников

Жительница Котласа отдала аферистам больше миллиона рублей

Алковоришка орудовал в торговом центре Архангельска

Двое мужчин с крупной партией наркотиков пойманы в Архангельске

Жителей Архангельской области предупредили, что мошенники для обмана могут использовать детей

Пловцы Поморья добыли медали на Арктических играх

«Барракуда» из Северодвинска вернулась домой с победой

Пловцы из Архангельской области доплыли до медалей

«Водник» завоевал серебро чемпионата РФ

Судьбу золота в Устьянах решил поединок Большунова и Вокуева

В Архангельске появилась лодка-соянка

В Архангельске готовятся масштабно отметить юбилей Антонины Колотиловой

В Поморье школьников учат плотницкому мастерству

В Архангельске покажут фильм-путешествие «Песни Поморья»

Концерт в Устьянах помог приобретению тепловизионного прицела

Достояние региона

Малые Корелы — музей деревянного зодчества под открытым небом

Соловки — Соловецкий музей-заповедник

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Политика в отношении обработки персональных данных.

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru