Сразу несколько интереснейших гипотез выдвинул и аргументировал в своей книге известный архангельский фотохудожник Николай Чесноков. Автор доказывает, что Лиза Джоконда — дочь нарушившего обет безбрачия доминиканского монаха Джованни Джокондо, родившаяся в пригороде Неаполя в 1489 году. Её отец — известнейший гуманист эпохи итальянского Ренессанса, архитектор, мостостроитель и военный инженер, востребованный королями Франции Карлом VIII и Людовиком XII, императором Максимилианом и папой Львом Х. К тому же фра Джокондо — прекрасный рисовальщик, известный литератор, знаток латыни и греческого, археолог, ботаник, родоначальник «итальянской» садово-парковой культуры.
Николай Чесноков убедительно доказывает свою версию об авторстве известного полиграфического шедевра ХVвека «Гипнеротомахия Полифила». В аллегорической форме и множестве гравюр здесь повествуется об истории любви монаха Джокондо, рождении его дочери. Кроме того речь идёт об архитектуре, археологии, эпиграфике (редкой дисциплине, занимающейся изучением надписей на античных памятниках), ботанике и парковому дизайну.
Не случайно Джованни Джокондо, обладавший незаурядными знаниями, становится дружен с Леонардо да Винчи, после встречи в 1506 году в Милане. Тогда же величайший живописец итальянского Ренессанса знакомится с юной Лизой Джокондой, и в местечке Ваприо д’Адда пишет её первый портрет, который называется «Флора»/ «Коломбина». Это произведение, ошибочно приписанное Франческо Мельци, находится в коллекции Государственного Эрмитажа.
В книге «Джоконда. Тайна гения и куртизанки» высказано также авторское утверждение, что находящийся в Милане «Портрет музыканта» да Винчи — это непонятый потомками «Автопортрет Леонардо в образе музыканта».
Историко-художественное исследование архангелогородца — искусствоведа по призванию души — результат его тридцатилетней работы. В издании приведены 500 фотоснимков, большая часть которых сделана автором, а часть иллюстраций предоставлены Государственным Эрмитажем Санкт-Петербурга, Галереей Уффици и Музеем Барджелло (Флоренция), Амброзианской Пинакотекой (Милан), Туринской Королевской библиотекой, Музеем Боргезе (Рим), Музеем Каподимонте (Неаполь), Королевской библиотекой Великобритании, Дрезденской картинной галереей.
Июньская презентация книги Николая Чеснокова в Тревизо вызвала оживлённые дискуссии в Италии. Начата работа по переводу книги на итальянский язык.
В сентябре книга «Джоконда. Тайна гения и куртизанки» была представлена на 25-й Московской международной книжной выставке-ярмарке.
Встреча 24 октября в издательстве «Правда Севера» — первое публичное представление книги на родине автора в Архангельске, её своеобразный день рождения. О работе над изданием рассказали её автор Николай Чесноков, исполнительный директор ОАО ИПП «Правда Севера» Екатерина Симонова, литературный редактор Людмила Снежко, начальник отдела маркетинга Наталья Яницкая.