Журналисты ИА «Регион 29» пришли в Усадебный дом Плотниковой тогда, когда в его стенах соединились сразу три компоненты названия проекта – собственно музей, классическая музыка в исполнении артистов камерного ансамбля Поморской филармонии во главе с альтисткой Ксенией Мацегорой и, конечно, сами дети.
Концерт «Музыкальная шкатулка» прошёл в Белом зале, отведённом под экспозицию русского классического искусства. С живописных полотен на детей и музыкантов смотрели герои Василия Тропинина и величавая императрица Екатерина-законодательница с картины Дмитрия Левицкого. А из центра зала раздавались мелодии Георга Генделя, Эдварда Грига, Петра Чайковского и Джоаккино Россини.
Как сказала куратор проекта, старший научный сотрудник объединения «Художественная культура Русского Севера» Тамара Старжинская, это как раз тот случай, когда картину можно услышать, а музыку – увидеть.
Конечно, было бы лукавством сказать, что происходящее на всех детей произвело одинаково неизгладимое впечатление. Все слушали-смотрели музыку по-своему: кто-то придвинулся поближе и даже встал, чтобы было лучше видно, кто-то снимал на телефон, кто-то прикрыл глаза и откинулся на спинку стула, а кто-то был больше увлечён переглядками и перешёптываниями, – подростки, а что вы хотели! Но всё же то, что ребята ощущают себя как-то по-особенному в стенах усадьбы, – чувствовалось. Одна девочка украдкой провела ладонью по золочёным изразцам .
Слабослышащие, но музыкальные
Пожалуй, одни из самых внимательных зрителей сидели в первом ряду. Это были ученики пятого класса Вычегодской специальной школы-интерната для слабослышащих детей. Как рассказала педагог Надежда Волкова, в школе учатся около 60 детей со всей области: из Архангельска, Северодвинска, Онеги и даже Нарьян-Мара из соседнего НАО.
По словам педагога, последний раз школа принимала участие в проекте лет девять назад.
— Сегодня из наших тут – пять человек, – рассказала. — Все они закончили первую четверть на «четыре» и «пять». Вы знаете, раньше у наших детей не было предмета «музыка», были только музыкально-ритмические занятия. А сейчас музыку ввели, и наш класс первый её начал изучать. Сегодня они очень хотят послушать натуральный звук.
Несмотря на слабый слух ребята из Вычегодской школы с музыкой накоротке: занимаются жестовым пением и ездят на фестивали, например, в Мурманск.
Пока мы беседовали с сопровождающей учеников, её подопечные стали на нас с любопытством поглядывать. К разговору присоединилась девочка Саша из Виноградовского района.
— Мы сегодня ходили в картинную галерею, – рассказала девчушка. — Нам сказали, что картины ночью оживают. В Архангельске я много раз была, у меня тут родственники. А в музеях не была. Я бы ещё приехала.
— Для этого надо изучать искусство, – сказала подопечной учитель.
Город с картинки
Ученица седьмого класса Новодвинского детского дома Марина Поташева приехала в тур по музеям Архангельска в четвёртый раз. Впервые она попала в программу третьеклассницей. А на этот раз её пригласили по особенному поводу.
— Нам позвонили из проекта «Музей. Музыка. Дети», сказали, что я победила в творческом конкурсе, и попросили меня сюда привезти, – рассказала девочка. — Творческую работу я написала ещё в прошлом году, а итоги подвели только сейчас. Я написала сочинение «Я — кукла»: мы тогда на выставку кукол ходили.
Победа в конкурсе сочинений подарила девочке путёвку в Санкт-Петербург на весенних каникулах. Раньше Марина видела Северную Пальмиру только на картинках.