Общественная экспертиза нормативных правовых документов на областном уровне уже действует с января 2014 года. Теперь, в рамках исполнения Указа Президента России от 07 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» предстоит ввести процедуру ОРВ на местном уровне.
Оценка регулирующего воздействия будет вводиться поэтапно:
с 1 января 2015 года — в Архангельске;
с 1 января 2016 года — в муниципальных районах и городских округах;
с 1 января 2017 года — во всех поселениях региона.
Общественная оценка регулирующего воздействия — один из новейших инструментов оптимизации государственного управления, направленного на исключение необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия нормативно-правового акта.
Такой подход федерального законодателя логичен и последователен. Оценка регулирующего воздействия — очень трудоёмкая и сложная процедура в правотворчестве, первоначально нужно подготовить муниципальных служащих, организовать взаимодействие с бизнес-сообществом.
Сложнее всего будет ввести ОРВ в самой многочисленной группе муниципальных образований — городских и сельских поселениях, а их в области — порядка 200. При этом необходимость введения оценки регулирующего воздействия на местном уровне не вызывает сомнения. Сейчас сфера муниципального правотворчества затрагивает очень существенные для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности сферы — строительство, архитектуру, земельные отношения, рекламу и иные сферы предоставления муниципальных услуг и осуществления муниципального контроля.
Механизм оценки регулирующего воздействия позволяет снизить административные барьеры для бизнеса, повысить эффективность принимаемых правовых актов. Важный элемент ОРВ — публичные консультации, предполагающие получение обратной связи от бизнес-сообщества, экспертов в различных областях экономики и права. Процедура позволяет на стадии разработки правового акта более точно определить возможные риски и негативные факторы от нового регулирования.
ОРВ позволяет выявлять положения, вводящие избыточные административные и иные обязанности, запреты и ограничения для предпринимателей и инвесторов, или способствующих их введению, а также положения, которые могут привести к необоснованным расходам предпринимателей.
Принятый проект областного закона определяет общие требования к ОРВ на муниципальном уровне — цель, этапы и формы оценки регулирующего воздействия, оформление её результатов. Законопроект вводит нормы об этапах проведения оценки и экспертизы регулирующего воздействия проектов и самих муниципальных актов, а также о сроках проведения публичных консультаций по ним.
Конкретные правила применительно к каждому муниципалитету должны будут разработать органы местного самоуправления самостоятельно. Областной закон задаёт лишь общий стандарт проведения оценки регулирующего воздействия. Тем самым обеспечивается принцип единообразия на трёх уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. При этом методическое обеспечение этой деятельности на муниципальном уровне законопроектом возлагается на региональное министерство экономического развития и конкурентной политики.
Обязательной также становится экспертиза уже действующих муниципальных актов для выявления и устранения положений, которые вводят избыточные, невыполнимые или сложно контролируемые ограничения, обязанности и расходы для бизнеса, сообщает пресс-служба правительства области.