Авиаперевозки: по санкциям — льготным лизингом!
Минпромторг России предлагает субсидировать аренду авиакомпаниями самолетов, чтобы простимулировать их летать на российских самолетах и тем самым снизить санкционные риски.
Могучее наше Министерство промышленности и торговли, по сути, хочет расширить госпрограмму субсидирования авиализинга на так называемый операционный лизинг, когда право собственности на самолет не переходит к авиакомпании — иначе говоря, на простую аренду. Сейчас программа распространяется на финансовый лизинг, то есть долгосрочные контракты, по истечении которых право собственности переходит к перевозчику.
Но, по мнению федеральных экспертов, есть и определенные моменты, которые важно учитывать — прямое субсидирование аренды именно самолетов российского производства будет рассматриваться Всемирной торговой организацией, как нарушение ее правил. Хотя, при этом существуют и различные решения, которые позволили бы с одной стороны, аренду субсидировать, а с другой стороны, сделать так, чтобы самолеты иностранного производства на подобного рода субсидии претендовать не могли.
Вообще-то сейчас подавляющее большинство магистральных самолетов, эксплуатируемых в России, в том числе и в Архангельской области — зарубежного производства. И если не реализовать некий набор мер по поддержке продаж российских самолетов, то эта ситуация вряд ли в ближайшее время изменится. Хотя, безусловно, нынешнее падение курса рубля относительно доллара теоретически позволило бы в тех случаях, когда самолет имеет в своей себестоимости большую рублевую составляющую, сделать российские товары более привлекательными.
Российского производителя, конечно, можно и нужно поддерживать. Но проблема в том, что у российского производителя нет, во-первых, достаточного количества моделей самолетов, во вторых, он просто не может взять и сразу начать выпускать самолеты десятками. Ну что ж, мнение наших экспертов вполне понятно — любая помощь отечественной авиации и авиастроению нужна, хотя летают в нашем небе, в первую очередь на федеральных трассах и в «загранку», пока больше самолеты-иностранцы... Вспомните, на чем мы летаем из Архангельска, скажем, в солнечную турецкую Анталью? Явно ведь не на отечественных машинах. Хотя где-то поближе знаменитые древние кукурузники еще летают у нас вовсю.
На фоне общего негатива есть все-таки и позитивная новость для архангельских авиаторов: на недавно прошедшем совместном заседании комитета Госдумы по бюджету и финансовым рынкам и комитета по экономической политике обсуждались с представителями Минпромторга, кроме вышеуказанных предложение по лизингу, еще и вопросы эффективного использования средств при реализации программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». Общий бюджет госпрограммы на 12 лет составляет 991,6 миллиардов рублей (почти триллион!), пишут «Известия».
И хочется верить, что нынешние усилия Минпромторга, да и Минтранса по облегчению «участи» наших авиакомпаний, все-таки зря не пройдут. Хотя, сами понимаете — только время покажет. Причем ближайшее...
Вот только, правда, информации о том, что при составлении этой глобальной федеральной программы кто-то хоть о чем-то спрашивал мнение региональных авиакомпаний, нигде нет. И тут в качестве резюме уместно такое высказывание, которое приписывают Александру Лукашенко: «Мы эту проблему решили в узком кругу ограниченных людей...».
Европа может треснуть от своих же санкций
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин предупредил, что в российском бизнесе в ближайшее время может начаться череда банкротств, отчего пострадают и западные кредиторы.
Глава РСПП накануне заявил об угрозах именно для западных банкиров на заседании круглого стола «Украина в Европе: мир и развитие» и именно в Вене, хотя мог бы, конечно, и в Москве об этом сказать, но из Вены политическим деятелям, затеявшим санкции против России, видимо лучше слышно... И ни сами западные банкиры, ни «подведомственные» им СМИ напрямую не отрицают, что и им от санкций действительно может «прилететь».
Терять европейским и американским банкирам есть что. В следующем году предприниматели из России должны будут погасить 160 миллиардов долларов внешних долгов. Если обанкротятся — кто будет платить? И самое любопытное, что при всем при этом каналы рефинансирования фактически перекрыты — опять же из-за санкций! Замкнутый круг, в котором нашему бизнесу, конечно, несладко, но вот западному должно быть не только не сладко, но еще и обидно!
А вот интересно, если наши компании действительно «полетят», то как будут выкручиваться европейские кредиторы и инвесторы, у которых в залоге находятся акции российских компаний? А почти никак, говорят российские эксперты. Они посчитают это как форс-мажор. И будут обращаться к своим правительствам или в ЕС сразу. Мол, ребята, это вы придумали санкции, компенсируйте нам наши потери. Так там принято.
Но у нас своя специфика. Еще в конце мая нынешнего года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) готов был вернуться, например, к проекту реконструкции МУП «Водоканал» в Архангельске. Тогда переговоры касались всей системы водоснабжения Архангельска: водоподготовки, передачи и очистки. Переговоры с руководителем отделения ЕБРР в Санкт-Петербурге о дальнейшей работе по реконструкции Водоканала в Архангельске вроде бы даже до сих пор и ведутся, но вот теперь, на фоне ухудшающихся отношений России и Европы и довольно «нестойкой» финансовой ситуации на рынке, их результат малопредсказуем...
Авторы осеннего экономического прогноза Еврокомиссии документа, кстати, предполагают, что действие европейских санкций истечет уже в следующем году. Возможно, тогда и дело с участием ЕБРР в делах архангельского Водоканала решится благополучно. Вот нам бы еще продержаться... Лишь бы европейские эксперты, составлявшие прогноз, в очередной раз не «лажанулись».
Из вошедших в классику жанра словесных шедевров Александра Лукашенко тут уместно привести следующий, произнесенный на русском с белорусским акцентом: «Я регулярно ператрахиваю все кадры и точно знаю, кто врот, а кто не врот!».
Санкциям ответят параллельным импортом
Федеральная антимонопольная служба предложила легализацию параллельного импорта — ввоз товаров без прямого договора с их правообладателями. Там считают, что это позволит застраховаться от санкций, которые могут ограничить поставки отдельных товаров через официальных дистрибьюторов.
Сейчас мы боремся с последствиями санкций в основном секторальным импортозамещением. Но предлагаемая ФАС либерализация параллельного импорта намного, так сказать, круче — этот своеобразный бумеранг все-таки несколько более чувствителен для тех, кто эти самые санкции, собственно, и затеял.
Легализация параллельного импорта в какой-то мере обезопасит Россию, если их поставки через официальных дистрибьюторов будут ограничены решениями властей иностранных государств, считают наши антимонопольщики. И они, наверное, во многом правы. Вообще-то, конечно, правообладатель не сможет запрещать ввоз в Россию товаров, если они были законно введены в оборот — это как раз и предусматривают поправки к Гражданскому кодексу РФ, подготовленные ФАС.
По сути, ФАС уже давненько выступает за легализацию параллельного импорта, то есть переход России с национального (или регионального — в рамках Таможенного союза) на международный принцип исчерпания прав на товарные знаки. Однако нынешние движения «в правильном направлении» в этом ведомстве могут этот процесс еще более ускорить. То есть, в принципе, продавать в России брендированные товары легально сможет не только их правообладатель или его официальные партнеры, но и любой импортер, независимо от того, где он их приобрел. Об этом пишет, в частности, «Коммерсантъ».
«Санкции, думаю, сыграют в некоторых случаях даже плюсом для России — наконец-то мы научимся делать сами и свое, — рассказал в интервью ИА „Двина-Информ“ доцент кафедры экономики РАНХиГС Виктор Селинский. — В частности, в том, что касается высокоточного станкостроения, — конечно же, тут есть минусы. Но тут, наверное, не стоит пока спешить с окончательными выводами! В Архангельской области одними из первых заявили о полном импортозамещении верфи Северодвинска, но у них, конечно, своя специфика. А вот молочная отрасль Поморья, которая, в частности, ориентирована на европейские поточные линии, от параллельного импорта очень даже выиграет. И лесо-бумажная отрасль тоже».
По замыслам, окончательный правовой режим параллельного импорта должен войти в полную силу к 2020 году — хотя, кто его знает, сохранятся ли до того времени санкции, которые даже на Западе уже начинают иногда называть дурацкими...
Ну и напоследок стоит вспомнить, что вообще-то параллельный импорт — это ведь не нами и придумано, ведь это давняя общемировая практика, уже многими странами опробованная, ничего особо нового. И некоторым ретивым борцам с российской экономикой давно уже пора было смекнуть, что на каждую хитрую санкцию есть вполне реальный бумеранг...
Короче, как выразился однажды батька Лукашенко, «...мы им окажем гуманитарную помощь... (пауза) ...оружием!».