Новости дня

Регоператор «ЭкоИнтегратор» поддержал инициативу экологов Архангельской области

Ремонтные работы на Октябрьской стартовали в Северодвинске

На майские праздники количество отходов выросло на треть

В Поморье анонсировали ключевые мероприятия Дня Победы

Мобильная версия 16+

Воскресенье, 5 мая, 02:03

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/archive/2014/09/24/28283.html

Читательская дискуссия: может ли шхуна «Запад» стать архангельской «Авророй»?

Читательская дискуссия: может ли шхуна «Запад» стать архангельской «Авророй»?
Фото из личного архива автора, под текстом фото Владислава Яковленкова
Наверное, этот материал не столько на темы истории, сколько просто спорные мысли по поводу, требующие дискуссии. Уже предвижу — некоторых жутко возмутят поставленные вопросы... Архангельская шхуна «Запад» и питерский крейсер «Аврора» — что между ними общего? И нужно ли спасать не такую уж и историческую шхуну, за которой ничего такого героического вообще не числится?

Есть такое выражение: как мы относимся к прошлому, таким будет и будущее... Сразу огорошу: между «Западом» и «Авророй» общее то, что они памятниками стали случайно, по светлейшей воле тогдашних больших начальников. Не укоряйте, пожалуйста, автора этих строк в незнании местной истории. Я ее изучаю по вполне официальным источникам — то есть по тем, по которым изучают прошлое большинство людей — в первую очередь молодого, интернетовского поколения.

Считается, что «Запад», трехмачтовая парусно-моторная шхуна — это, как ни странно... памятник северным деревянным парусным судам — во всяком случае, так написано на некоторых официальных сайтах и даже в многомудрой Википедии. Энциклопедисты выдают фейки? Ведь построена она была не древними поморами, а вообще в Финляндии в 1949 году (по историческим масштабам, совсем недавно!) и передана в Эстонское пароходство, где перевозила грузы и использовалась как учебное судно. Так получается, что это памятник финским корабелам?

Позднее «Запад» передали Северному морскому пароходству, использовали для перевозки грузов и пассажиров по линии «Умба-Кандалакша», затем отдали в Нарьян-Марский порт. В 1953 году судно было отписано Архангельскому мореходному училищу. Ну, собственно, и вся история. Мне кажется, единственный «подвиг» шхуны — это то, что она «снималась» в историческом фильме, посвященном легендарному полярнику Георгию Седову. Или я чего-то не знаю?

В 1983 году шхуна установлена на Красной пристани как памятник романтической эпохе парусного флота и символ первого порта России — Архангельска. Подгнивший какой-то символ. Из Финляндии... В июле 1998 года порывом ураганного ветра все три мачты шхуны были сломаны — с тех пор, собственно, у нее такой унылый вид... В 2005 году шхуна «Запад» исключена из списка музейных экспонатов Морского музея Архангельска, и нынче находится в аварийном состоянии в ожидании реставрации. Которая — будет ли вообще?

На эти вопросы по архангельскому «Западу» навели недавние события в Питере. Накануне крейсера «Аврора» отбуксировали в ремонт на Кронштадтском морском заводе. И ведь вроде бы все про корабль, который «легендарный», и «колыбель революции», и «музейный крейсер», все уже известно — на его истории выросло несколько поколений. Но ИА «Двина-Информ» нашло ранее малоизвестные факты из истории «Авроры». И они, увы, оказались не такими уж и героическими...

Музейные предметы с крейсера на время ремонта переведут на временное хранение в помещения Центрального военно-морского музея, филиалом которого является «Аврора». На борту останутся старинное пианино еще императорских времен (о нем еще будет упомянуто ниже), панорама невского рейда и ряд предметов в машинном отделении.

Стоимость ремонта — 120 миллионов рублей. Экспозиция корабля-музея «Аврора» после ремонта крейсера будет расширена с 284 до 487 предметов, а революционные события 1917 года перестанут быть ее главной темой. Но вот история флота России забыта явно не будет — во всяком случае, в это хочется верить. В то, что флот у нас как таковой героический, верится без труда. А вот сама «Аврора», ставшая как бы носителем этой истории... В чем, собственно, «героизм» крейсера? Давайте попробуем разобраться. Может, не такой уж он и героический и легендарный, как мы привыкли думать в не такие уж и забытые советские времена? Ведь действительно — никаких особых подвигов этот корабль за свой долгий век так и не совершил! Как, впрочем, и архангельская шхуна «Запад».

Крейсер «Аврора» был спущен на воду 24 мая 1900 года, а в июле 1903-го вступил в строй боевых кораблей флота России. 27 и 28 мая 1905 года крейсер принял участие в Цусимском сражении, в этом бою экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80-ти ранеными. Тогда «Аврора» выпустила по японским кораблям аж 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов — это масса огня! Было громко и дымно от пороховых газов, но ущерба противнику от этих выстрелов было нанесено немного.

В отличие от большинства остальных русских кораблей, прошедших Цусимский бой, крейсер «Аврора» умудрился прорваться в нейтральный порт Манилу, где был интернирован и потом своим ходом вернулся на Балтику и стал учебным судном морского корпуса. С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходила в дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Таиланда, также посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.
В Первую мировую войну за крейсером ничего героического замечено тоже не было. В ночь на 25 октября 1917 года команда «Авроры» захватила и свела мост, соединявший Васильевский остров с центром Петрограда. Но, по мнению некоторых историков, которые изучали документы, относящиеся к Октябрьской революции, «исторический» выстрел был сделан из Петропавловской крепости, а не с крейсера. Впрочем, сейчас ни доказать, ни опровергнуть сей факт уже не представляется возможным. Так или иначе, те советские «пиарщики», которые и сделали «Аврору» настоящей легендой, рассчитали верно. Конечно, куда романтичнее начать революцию с выстрела корабельного орудия, чем берегового.

Хорошо известный в Архангельске известный публицист, историк и кинематоргафист, капитан первого ранга Сергей Апрелев напомнил автору этих строк о воспоминаниях Льва Андреевича Поленова, командира «Авроры» с ноября 1922 по январь 1928 года. Так вот, согласно этим воспоминаниям, миф об «Авроре» как корабле революции был создан лишь в 1926 году. В 30-х годах воспоминания командира уже советской «Авроры» были изъяты почти все найденные НКВД книжки мемуаров Поленова. Но кое-что осталось, в том числе и память.

Итак, 25 октября 1917 года из Смольного неожиданно приказано было стрелять фугасными снарядами по Зимнему. В советские времена принято было пламенно преувеличивать революционность матросов Балтфлота. Избранные судовым комитетом новые командиры крейсера, получившие революционный приказ, решили слукавить... На крейсере «Аврора», где царил в тот момент присущий революционной ситуации бардак, порешили так: шмальнем холостым. Мол, если устоит Временное правительство — скажем, что специально нарушили приказ, чтобы не нанести ущерба, а если победят красные — скажем, что промахнулись. Ну и бабахнули. То есть выстрел был. Вот только именно ли с него стартовал штурм Зимнего, и вообще, является ли «Аврора» хоть каким-то своим бортом, носом или кормой, «крейсером революции», сами понимаете, большой вопрос... Хотя то, что он «легендарный» — это точно. Легенд вокруг него масса.

В годы Великой Отечественной башенные орудия были демонтированы с крейсера и использовались для защиты Ленинграда от фашистов. Но сам крейсер был обстрелян 30 сентября 1941 года — и затонул в порту Ораниенбаума. После войны «Аврору» подняли, отреставрировали и вот тогда уже поставили на вечную стоянку.

В 1984 году крейсер был вновь отправлен на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. Часть корабля ниже ватерлинии была заменена на новую сварную: по сути, ему отрезали нижнюю половину и приварили новое днище. Так что тот корабль-музей, который радовал глаз любителей военно-морской истории до недавних дней, уже наполовину не «Аврора».
Ну и еще немного явно не героического. Подводная часть крейсера была утилизирована и затоплена у населенного пункта Ручьи Кингисеппского района недалеко от Санкт-Петербурга. Торчащие из воды части остова в перестроечных 1980-х годах растащили на стройматериалы жители близлежащего поселка... Вот и весь «революционный героизм».

И вообще-то такое впечатление, что слава крейсера «Аврора» меняет свой оттенок. Если раньше его называли «легендарным» по указанным выше причинам, то в последние годы многие СМИ лепят из него просто «легендарно скандальный» корабль. Действительно, ни один корабль ВМФ в последние годы не окружает столько скандальных слухов, как «Аврору».

Ну вот, например, скандал, в котором в свое время активно трубили в 2009 году, во время проведения Петербургского экономического форума, на крейсере была якобы проведена удалая вечеринка, организованная бизнесменом Михаилом Прохоровым... Однако это все оказалось уткой: да ничего там особенного не было. Пресса, как часто бывает, раздула из мухи слона.

Да ни для кого и не секрет, что праздничные мероприятия в былые годы проходили на крейсере довольно часто. Секрет Полишинеля... Бывали на «Авроре» многочисленные иностранные делегации, собирались на ее борту бизнесмены, творческая элита, и даже (о, ужас!) чиновники разных рангов. И фуршеты были. Ну и что с того-то? Да пусть бы оставалась такая традиция — по большому счету, ей можно и гордиться. Когда-то экскурсиями на крейсер награждали передовиков социалистического труда, принимали в пионеры и так далее. Нынче пускай награждают «Авророй» передовиков труда капиталистического. Не вижу ничего зазорного в том, чтобы принимать на борту гостей и проводить важные мероприятия, даже, извините, фуршеты. Кроме гордости не то, чтобы за саму «Аврору», но за русский флот, поверьте, у их участников ничего не останется!

Более того: автор этих строк не раз участвовал в фуршетах аж том самом в адмиральском салоне «Авроры» (ох, как крамольно звучит!) во время закрытий Международных кинофестивалей «Море зовет!», в коем я член оргкомитета. Кстати, на том самом императорском пианино, которое упомянуто в самом начале этого материала (оно останется на борту «Авроры» во время нынешнего ремонта) я даже кое-что играл. Как говорится, «Бетховенам не обучены», но музыкальную строку «Что тебе снится, крейсер «Аврора», я осилил. С одного из таких мероприятий, кстати, и снимок к этому материалу... Ну да ладно. «Аврора» — -уже давно не символ революции и не легендарно-героический идол, теперь можно!

Но, увы, неким странным образом в последние пару лет крейсер «Аврора» стал также и фигурантом еще и уголовного дела. Год назад оно возникло по факту диких хищений при переезде Центрального военно-морского музея Минобороны РФ, которому принадлежит и крейсер «Аврора», из основного своего здания на Биржевой площади на площадь Труда в Санкт-Петербурге. Идет следствие.

Остается только пожелать «Авроре» успешного ремонта. И после него снова войти в строй флота российской морской истории — и пусть уж не как легендарный крейсер революции (без кавычек), а как рядовой представитель действительно героического российского военного флота. И любимый всеми жителями Санкт-Петербурга, без которого этот город уже представить просто невозможно. Как, собственно, и флот...

Ну и вернемся к архангельской шхуне «Запад». «Аврора» будет памятником и музеем не революции, а русского флота вообще. Может ли стать «Запад» таким же брендом Архангельска, как «Аврора» брендом Питера? И памятником ЧЕМУ ИМЕННО шхуна будет, ежели кто-то все-таки возьмется ее отреставрировать? Вот эти-то вопросы и предлагаются вам для сегодняшней дискуссии в интернете, дорогие наши читатели. Кстати, некоторые энтузиасты в Архангельске предлагают вместо сгнившей шхуны «Запад» установить памятник полярным экспедициям. И дешевле, и логичнее, и историчнее.

В общем, думаю, что эта статья вызовет бурю эмоций у некоторых наших читателей. Но уверен: мнения разделятся. Ну что ж, пишите свои комментарии ниже, будем разбираться... Истина рождается в споре.

Андрей Михайлов, 24 сентября 2014 10:49

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Фото
Реклама
Новости рубрик

В Поморье анонсировали ключевые мероприятия Дня Победы

Холмогорская сосна претендует на звание «Российское дерево года»

В колонии поселка Талаги засверкали «Окна Победы»

В Архангельске готовятся к Фестивалю дарения

«Двинской град» в Архангельске показал старинную жизнь поморов

Регоператор «ЭкоИнтегратор» поддержал инициативу экологов Архангельской области

Ремонтные работы на Октябрьской стартовали в Северодвинске

На майские праздники количество отходов выросло на треть

В Согре под Верхней Тоймой возводят новую спортплощадку

Финансовая эстафета стартовала в САФУ Архангельска

Глава Северодвинска прошел в резиновых сапогах по самым затопленным участкам города

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

На Обводном канале в Архангельске угнали машину

В Архангельске устанавливают обстоятельства ДТП с гибелью человека

Ломовую кражу мопеда раскрыли в Плесецке

Пожар в деревне Песчанка под Котласом охватил пилораму

Десять метров мусора загорелись вечером в Северодвинске

Баскетболисты Архангельска выиграли чемпионат лиги «Золотое кольцо»

Спортсменка из Поморья метнула копье на золотую медаль

В Архангельске рассказали про основные ошибки северной ходьбы

Архангельск принял чемпионат области по мини-хоккею с мячом

Теннисистка из Поморья завоевала золото первенства России

Конкурс хоровых коллективов стартует в Поморье

Выставка в Архангельске раскрывает нюансы деревянного зодчества

Северный русский народный хор выступил в столице Беларуси

В Старинном особняке Архангельска откроют новую выставку

В Архангельске подошла к концу «Танцевальная фольклориада»

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Правовая информация

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru