Новости дня

Ремонтные работы на Октябрьской стартовали в Северодвинске

На майские праздники количество отходов выросло на треть

В Поморье анонсировали ключевые мероприятия Дня Победы

В Согре под Верхней Тоймой возводят новую спортплощадку

Мобильная версия 16+

Суббота, 4 мая, 06:24

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/archive/2014/09/10/27845.html

Будущее смотрит на Донбасс через прицел северодвинской субмарины?

Будущее смотрит на Донбасс через прицел северодвинской субмарины?
http://www.russiannavy.ru/
Говорят, что если смотреть на прошлое через замочную скважину, то будущее посмотрит на тебя через прорезь прицела... Но сегодня о настоящем. Идет Вторая холодная война. И сегодня всплывают порой такие нюансы прошлого, которые объясняют многие причины нынешних напастей...

28 лет назад в печально известном Бермудском треугольнике у берегов США затонула советская атомная подлодка северодвинской постройки К-219. По этой истории можно изучать причины нынешнего, очередного глобального противостояния.

И даже украинско-донбасские аналогии прослеживаются, как ни странно... ИА «Двина-Информ» в былые годы уже обращалась к этой теме — трагедии в Саргассовом море, случившейся с К-219. Технические аспекты этой страшной аварии мы сегодня описывать не будем, интересующимся читателям советуем воспользоваться кнопкой «Поиск по сайту», вся хронология аварии уже была описана в нашем издании. Сегодня о другом — о том, о чем тогда так и не написали.

Но, уважаемые читатели, не стоит обвинять автора этих строк в том, что, мол, когда-то о чем-то умолчал — ничего подобного. Просто в последние месяцы, видимо, по требованию Его Величества Времени, стали открываться подробности некоторых событий, о которых ранее было вроде бы что-то и известно, но как бы ни было повода о них говорить подробно — нетактичным казалось хоть как-то обидеть, так сказать, западных партнеров, неуместным казалось лезть в так называемую «большую политику» и так далее. Но неожиданно грянувшая в связи с украинскими событиями Вторая холодная начала, так сказать, развязывать языки...

Накануне получил по электронной почте письмо от старого знакомого, кандидата военных наук, капитана первого ранга в отставке, профессора Ивана Тимофеевича Лаврушина, который когда-то консультировал меня же как раз по теме гибели К-219. Вот что он пишет (цитата из письма): «Если бы тогда, в 1986-м, после катастрофы в Саргассовом море нашей стратегической ракетной лодки, Горбачев был бы более настойчив и более смел и самостоятелен в отношениях с Рейганом, то, возможно, не было бы и очередного витка холодной войны сейчас. Но СССР в лице его вождей промолчал — и потом был „Курск“ (очень похожая история)... История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но все ее нюансы знать надо, чтобы она потом хотя бы не повторялась в виде фарса...». И далее военный историк привел свои соображения по этому поводу.

Для начала несколько слов о самой аварии К-219, которая, при другом стечении обстоятельств (и при другом настрое советских вождей) могла бы направить СССР по совершенно другому историческому пути. Итак, 6 октября 1986 года в Саргассовом море, в непосредственной близости от берегов США, погиб подводный крейсер стратегического назначения с кучей баллистических ракет на борту.

Катастрофа стала тяжелейшей потерей для военного флота СССР. Она сравнима разве что с катастрофой АПЛ «Курск» уже в российское время. Кроме того, в преддверии встречи Рейгана и Горбачева она была категорически некстати. Напомним, К-219 — советская атомная подводная лодка стратегического назначения, 21-й корабль проекта 667А «Навага», позже модернизированная по проекту 667АУ «Налим». 3 сентября 1986 года К-219 вышла из порта приписки Гаджиево на Кольском полуострове и направилась на запад к побережью США. Там она должна была нести патрульную службу. 3 октября 1986 года на лодке произошел взрыв баллистической ракеты в одной из шахт — за подробностями отсылаю опять же к нашей кнопке «Поиск по сайту», там есть все технические подробности и имена героев, боровшихся за живучесть. Через три дня лодка затонула в Атлантическом океане на глубине 5500 метров. Большая часть экипажа была спасена.

Причиной аварии, которая началась 3 октября и длилась несколько дней, стал взрыв в ракетной шахте, однако некоторые обстоятельства этого инцидента до настоящего времени вызывают недоумение и споры у специалистов. Авария началась с «раздавленной» ракеты и протечки ядовитого ракетного топлива в отсек. В результате экспериментальных проверок, моделирования ситуации и тщательного анализа было доказано, что это произошло не по вине экипажа. Значит, причины либо чисто технические, либо это воздействие внешних факторов.

Почему же ракету раздавило? Как попала вода в корпус ракетной шахты? В официальных отчетах есть снимки, которые подтверждают, что по корпусу К-219 прошла глубокая борозда. Именно она нарушила герметичность шахты. Именно она позволила забортной воде раздавить ракету. Вопрос в том, кто таранил лодку. Была ли «внешним фактором» иностранная субмарина?

6 октября на лодке был получен приказ из Москвы: «В связи с невозможностью дальнейшей буксировки, высадить экипаж на крейсер (то есть на лодку!) и следовать своим ходом в ближайший порт Советского Союза». Однако ранним утром, еще до того, как приказ был объявлен, К-219 исчезла с поверхности океана...

Это был первый случай, когда СССР во всеуслышание официально сообщил о катастрофе на борту боевого корабля. Наступила эпоха гласности и перестройки. Как американское, так и советское правительство в течение еще 3 октября уже делали официальные заявления о происшествии. Причем представители ВМС США даже созвали пресс-конференцию, на которой была представлена карта зоны аварии. Военные ведомства двух стран заявили, что опасности ядерного взрыва или утечки радиоактивных веществ нет. 4 октября 1986 года было передано лаконичное, но всё равно сенсационное сообщение ТАСС:

«Утром 3 октября на советской атомной подводной лодке с баллистическими ракетами на борту в районе примерно 1000 километров северо-восточнее Бермудских островов в одном из отсеков произошел пожар. Экипажем подводной лодки и подошедшими советскими кораблями производится ликвидация последствий пожара. На борту подводной лодки есть пострадавшие. Три человека погибли. Комиссия пришла к выводу, что опасности несанкционированных действий оружия, ядерного взрыва и радиоактивного заражения окружающей среды нет».

Время, когда произошла авария, было очень политически сложным. Поэтому обе стороны постарались воздержаться от взаимных обвинений — в противоположность тому, как это было и раньше, после гибели советской лодки К-129 в 1968 году, и позже — после потери «Курска» в 2000-м. Причиной взаимной сдержанности после гибели К-219 в октябре 1986 была готовящаяся встреча на высшем уровне Рональда Рейгана и Михаила Горбачева 11-12 октября 1986 года в Исландии.

Горбачева явно беспокоила перспектива разговора с Рейганом о русской атомной подлодке с двумя ядерными реакторами и баллистическими ракетами с тремя десятками ядерных боеголовок, затонувшей у берегов США. Ведь переговоры затрагивали вопросы размещенных в Европе ракет средней дальности. К счастью для Горбачева, Рейган тогда на переговорах словно забыл о погибшей только что советской субмарине. Ракеты в Европе были важнее...

Причины гибели ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) с 16 баллистическими ракетами на борту до сих пор так же загадочны, как и причины гибели «Курска». В свое время мне пришлось служить в знаменитой 19-й дивизии атомных подводных ракетоносцев в Гаджиево — в той самой, к которой была приписана погибшая 219-я. И историю той страшной катастрофы знаю, так сказать, и из первых уст — от выживших членов экипажа этой субмарины.

Главная версия, которой тогда (да и сейчас) придерживались советские моряки, в том числе, кстати, и вышеупомянутый военный ученый-историк, такова: К-219 (этот проект 667А американцы обычно называют Yankee) утопило столкновение с американской субмариной «Аугуста».

Уже позже представители американского флота опубликовали такое заявление: «ВМС США обычно не комментируют операции подводного флота, но в этом случае, поскольку обвинения возмутительны, мы не могли не ответить. Военно-морской флот Соединенных Штатов категорически отвергает обвинение в том, что какая-либо американская субмарина столкнулась с русской субмариной К-219 класса Yankee или что ВМФ предприняли какие-либо действия, повредившие русскую Yankee и приведшие ее к гибели».

Газета Washington Post писала через несколько лет после аварии: «Специалисты ВМС США пришли к заключению, что командир и экипаж советской подводной лодки заслуживают высокой оценки за то, что быстро сумели всплыть, а также за действия по борьбе с огнем». В США, кстати, потом был снят художественный фильм «Враждебные воды», посвященный подвигу матроса Преминина и офицера Беликова, а также мужеству всего экипажа К-219...

Уже в 1987-м, когда все немного улеглось в информационных океанах, аварию у нас жутко засекретили, а с членов экипажа взяли подписку о неразглашении. Советская пресса потом молчала, несмотря на разрекламированную Горбачевым гласность. Тогдашний советский вождь предпочитал не «травмировать» психику американцев укорами, а их президентов доставать требованиями о подробном расследовании обстоятельств аварии К-219. Тем более, что Рональд Рейган уже изрек, что «...СССР теперь больше не империя зла».

А вот «за бугром», точнее, за океаном, о катастрофе что-то писали. В газеты США иногда просачивались кое-какие сенсационные детали. Например, о том, что в первой половине октября 1986 года АПЛ ВМС США «Аугуста» в ходе патрулирования в Атлантике получила повреждения корпуса в результате столкновения с подводным объектом и прибыла в порт приписки Нью-Лондон (штат Коннектикут) для ремонтных работ в сухом доке. Указывалось, что в результате осмотра выявлено повреждение носовой части корпуса и обтекателя гидроакустической станции. К ремонту субмарины привлекли строго ограниченный круг специалистов частной фирмы.

Официальные представители ВМС США комментировать происшедшее отказались, что неудивительно. Американская «Аугуста» патрулировала океан аккурат в районе плавания советской «К-219». Да ведь это почти полное повторение ситуации с ремонтом американской АПЛ «Гротон» после гибели «Курска»! О нем тогда почти не сообщалось в российской прессе, зато периодически сообщалось в западной. Поврежденный «Гротон», что называется, «на одной ноге» добрался до Норвегии через сутки после гибели «Курска».

Но вот что мне тогда, в конце 80-х, удалось услышать от спасшихся членов экипажа 219-й (служил я тогда в той же самой 19-й дивизии стратегических атомарин в Гаджиево). Когда после взрыва лодка всплыла в надводное положение и был отдраен верхний рубочный люк, старший помощник командира капитан 3-го ранга Сергей Владимиров обнаружил вдоль левого борта, как раз от аварийной ракетной шахты и далее в корму, двойную борозду, отливающую металлическим блеском. Обратили на нее внимание и другие члены экипажа. Откуда она взялась?

Свежий след на металле мог явиться только следствием внешнего воздействия, тут спору нет. И ясно, что именно из-за него и произошла авария в ракетной шахте. То, что таким «внешним фактором» была иностранная субмарина, — конечно, всего лишь версия, но это лишь версия только потому, что никто детального расследования так и не проводил. Как и в случае с «Курском». Пока еще версия... Возможно, Его Величество Время еще откроет незнакомые нам дополнительные документы и факты, как часто бывало.

Тут сама собой напрашиваются современные, совсем свежие и наглядные аналогии. Кто сбил малайзийский «Боинг»? Где результаты международных расследований? Ведь уже столько времени прошло, а одни, извините, псаки появляются. И ведь будь они опубликованы хотя бы в предварительной верссии, ход нынешней гражданской войны на Украине мог бы быть совсем другим. Даже если, как часто утверждает Запад, самолет действительно сбили ополченцы, а не украинцы, как, в свою очередь, часто утверждают в Новороссии, да порой и в России. «Черные дыры» и «белые пятна» меняют ход истории куда кардинальнее, чем факты!

Конечно, история с самолетом отличается от истории с подлодкой, но отличается только лишь нюансами и фактологией — концептуально все очень схоже! Вот почему не вызывает никакой радости нынешние мир-перемирие-затишье на Донбассе. Почему-то в голове встает жуткая картинка, что будущее уже целится в эту украинскую ситуацию через прорезь прицела...

Андрей Михайлов, 10 сентября 2014 08:30

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

В Поморье анонсировали ключевые мероприятия Дня Победы

Холмогорская сосна претендует на звание «Российское дерево года»

В колонии поселка Талаги засверкали «Окна Победы»

В Архангельске готовятся к Фестивалю дарения

«Двинской град» в Архангельске показал старинную жизнь поморов

Ремонтные работы на Октябрьской стартовали в Северодвинске

На майские праздники количество отходов выросло на треть

В Согре под Верхней Тоймой возводят новую спортплощадку

Финансовая эстафета стартовала в САФУ Архангельска

Под Каргополем продолжили капремонт моста через Кинему

Глава Северодвинска прошел в резиновых сапогах по самым затопленным участкам города

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

На Обводном канале в Архангельске угнали машину

В Архангельске устанавливают обстоятельства ДТП с гибелью человека

Ломовую кражу мопеда раскрыли в Плесецке

Пожар в деревне Песчанка под Котласом охватил пилораму

Десять метров мусора загорелись вечером в Северодвинске

Баскетболисты Архангельска выиграли чемпионат лиги «Золотое кольцо»

Спортсменка из Поморья метнула копье на золотую медаль

В Архангельске рассказали про основные ошибки северной ходьбы

Архангельск принял чемпионат области по мини-хоккею с мячом

Теннисистка из Поморья завоевала золото первенства России

Конкурс хоровых коллективов стартует в Поморье

Выставка в Архангельске раскрывает нюансы деревянного зодчества

Северный русский народный хор выступил в столице Беларуси

В Старинном особняке Архангельска откроют новую выставку

В Архангельске подошла к концу «Танцевальная фольклориада»

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Правовая информация

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru