Новости дня

Регоператор «ЭкоИнтегратор» поддержал инициативу экологов Архангельской области

Ремонтные работы на Октябрьской стартовали в Северодвинске

На майские праздники количество отходов выросло на треть

В Поморье анонсировали ключевые мероприятия Дня Победы

Мобильная версия 16+

Суббота, 4 мая, 21:45

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/archive/2014/09/09/27827.html

Северодвинскую субмарину утопили «быстрые доллары»?

Северодвинскую субмарину утопили «быстрые доллары»?
https://ru.wikipedia.org
Научно-исследовательское судно «Иван Петров» в Баренцевом море обследовало район затопления атомной подводной лодки «К-159». Она погибла ровно 11 лет назад, 30 августа 2003 года, вблизи острова Кильдин, во время буксировки из бухты Гремиха для утилизации на заводе «Нерпа» в Снежногорске.

Виновные вроде бы давно названы. Но в свете последних событий, отбросив ложный такт и уже не боясь обид с «той» стороны, можно констатировать: косвенная вина лежит и на странах Запада.

В экспедиции судна «Иван Петров» приняли участие исследователи из НПО «Тайфун», НИЦ «Курчатовский институт», ГНЦ «Южморгеология», Норвежского агентства по радиационной защите, Норвежского института морских исследований, а также наблюдатели из Минобороны России и Международного агентства по атомной энергии. Конечно, нет сомнений, что ученые-экологи все разведали, как есть. Кстати, Норвегия, тоже зачем-то присоединившаяся к санкциям Запада против России, заинтересована в получении истинных результатов в первую очередь.

Ученые-экологи свое дело сделали профессионально, чего уж там. Но вот историков, политиков, чиновников на борту «Ивана Петрова» не было. А жаль. Иногда исторические факты и политические доводы могут быть куда убийственнее, чем результаты экологических исследований...

Не считайте, что автор этих строк пытается как бы сшить «белыми нитками» события из разных сфер. Скоро вы убедитесь, что это не так. ИА «Двина-Информ» в былые годы уже обращалась к гибели этой атомарины, но тогда как-то неудобно, нетактично, нетолерантно было озвучивать то, о чем говорили практически все участники судебного процесса над командующим Северного флота адмиралом Геннадием Сучковым (мир праху!), которого тогда сняли с должности и пытались посадить именно за гибель «К-159». Сейчас то чего уж, маски сброшены — все уже признали, что Вторая холодная война уже идет вовсю, чего уж тут нынче кокетничать и «делать вид»... Получайте!

Со времени тех событий на многочисленных военно-морских интернет-форумах моряки (и не только) до сих пор обсуждают, что подлодку «К-159» в числе прочего тогда погубила безалаберная спешка из-за желания получить «быстрые доллары» — Запад тогда очень хорошо платил за то, чтобы Россия поскорее «распилила» свой атомный флот.

В начале 2000-х в адрес России неожиданно потекли значительные средства зарубежных стран, как бы желающих помочь России в области ядерного нераспространения и решении экологических проблем. Кстати, некоторые эксперты говорят, что такую щедрость Запад проявил после трагедии АПЛ «Курск». Это говорит о многом — выводы делайте сами, какие хотите... Впрочем, и о сокровенных нюансах гибели «Курска» ИА «Двина-Информ» писало в свое время очень подробно, достаточно набрать соответствующую тему на кнопке Суть темы: «Курск» потопила чужая субмарина, со всеми вытекающими...

Так или иначе, аккурат после гибели «Курска» пять иностранных государств совместно собрали более 200 миллионов долларов на усилия России по утилизации выведенных из эксплуатации нестратегических подводных лодок и экологической реабилитации некоторых наиболее радиоактивно загрязненных территорий на Северо-Западе России.

«Где-то там, наверху», предвкушая скорое получение международного финансирования, приняли решение срочно перевести на буксире все 16 находящихся в «отстое» ржавых АПЛ из почти бездействующей военно-морской базы в Гремихе (также называемой Иоканьга), расположенной на восточном побережье Кольского полуострова, на судоремонтные заводы для утилизации.

В соответствии с наспех сколоченным планом за летнюю навигацию с апреля по октябрь 2003 года Северный флот должен был перегнать из Гремихи аж 16 древних атомных субмарин, давным-давно выведенных из боевого состава флота. «К-159» стала 13-й (роковая цифра) лодкой, которую переводили к месту утилизации.

Так вот, многие из тех, кто «в курсе», утверждают, что именно немалые деньги, выделенные Западом на утилизацию АПЛ, и стали первопричиной дикой, авральной, безумной спешки в подготовке к буксировке «К-159». Ну, а все остальное, конечно — только наша российская безалаберность, куда уж без нее...

«Как могли догадаться буксировать такую проржавевшую насквозь махину в 3,5 тысячи тонн на понтонах изготовления 40-х годов прошлого века, уму непостижимо, — рассказал в интервью ИА „Двина-Информ“ капитан I ранга в отставке, бывший старший помощник командира однотипной с „К-159“ атомной подлодки Николай Иванович Чмарук. — Это очевидная глупость. Лодку надо было заварить наглухо — как говорят моряки, законвертовать, тогда ее транспортировка стала бы более безопасной. Но — спешили дико, как раз должен был прийти очередной транш на утилизацию. Начали бы буксировать позже — лишились бы кучи долларов. Списанная аварийная субмарина шла на буксире, прикрепленная тросами к четырем судоподъемным понтонам. Тросы, которыми подводная лодка крепилась к дырявым, но все же хоть пока остающимся на плаву понтонам, оборвались. Экономили на всем и жутко торопились».

При аварии погибло девять человек «перегонного» экипажа, спасся лишь один старший лейтенант Максим Цибульский. Тела двоих погибших были найдены, остальные канули в бездну... Советскую атомную подводную лодку проекта 627А «Кит», заводской номер 289, оперативно-тактический номер «К-159», конечно, надеждой и опорой российского ВМФ не назовешь. Просто — рабочая лошадка холодной войны.

Она была заложена на северодвинском Севмашпредприятии более полвека назад, в августе 1962-го. Всего с момента спуска на воду ПЛА «К-159» совершила девять боевых служб, прошла 212618 морских миль за 25364 ходовых часов. Не самое героическое прошлое, но и не самое бесполезное. Прежде чем затонуть на глубине 248 метров, свой вклад в дело холодной войны подлодка все-таки внесла.

В 1989 году лодка была окончательно выведена из эксплуатации — и после этого аж 14 долгих лет буквально ржавела на плаву у «отстойного» пирса в пункте временного хранения, дожидаясь решения своей судьбы. Ядерное топливо из реакторов атомарины, а также турбинное масло и дизельное топливо были выгружены, поэтому особой опасности для экологии региона она не представляла.

Когда-то ИА «Двина-Информ» подробно описывала нюансы той аварии. Вспоминаю, как коллеги-журналисты из изданий Кольского полуострова передали нам серию снимков, сделанных буквально за сутки до начала той трагической буксировки. Картинка, прямо скажем, страшная: в некоторых местах легкий корпус субмарины проржавел до толщины фольги. Автор этих строк, долгие годы служивший на атомном флоте, пришел тогда в ужас: судя по тем фотографиям, подтоплен был и сам корпус лодки, и четыре очень сомнительных понтона, которые якобы должны были удерживать его на плаву во время буксировки. Позже эти же снимки будут приобщены уголовному делу, которое возбудили по факту гибели «К-159».

Выяснилось, что десять военных моряков, которые находились на борту «К-159» во время буксировки, сами по себе достаточно грамотные и профессиональные, были наспех набраны из разных экипажей, плохо знали друг друга. Как рассказывали мои знакомые моряки из Гремихи, по этой отдаленной заполярной базе был брошен клич: ау, народ, кому в Мурманск надо? Бесплатно, через трое суток там будете! Желающие нашлись... Увы, отработка по борьбе за живучесть ввиду скоротечности подготовки к буксировке тоже была проведена не в полном объеме. Надо было быстрее...

И в заключение. 9 сентября в конференц-зале Северного УГМС в Архангельске состоится пресс-конференция, посвященная итогам международной российско-норвежской экспедиции на научно-исследовательском судне «Иван Петров» по обследованию районов затопления радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива. Тогда и узнаем в числе прочего, насколько опасна для экологии региона «К-159», лежащая на глубине 248 метров. До Норвегии от места ее гибели, кстати, рукой подать...

Андрей Михайлов, 9 сентября 2014 14:44

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

В Поморье анонсировали ключевые мероприятия Дня Победы

Холмогорская сосна претендует на звание «Российское дерево года»

В колонии поселка Талаги засверкали «Окна Победы»

В Архангельске готовятся к Фестивалю дарения

«Двинской град» в Архангельске показал старинную жизнь поморов

Регоператор «ЭкоИнтегратор» поддержал инициативу экологов Архангельской области

Ремонтные работы на Октябрьской стартовали в Северодвинске

На майские праздники количество отходов выросло на треть

В Согре под Верхней Тоймой возводят новую спортплощадку

Финансовая эстафета стартовала в САФУ Архангельска

Глава Северодвинска прошел в резиновых сапогах по самым затопленным участкам города

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

На Обводном канале в Архангельске угнали машину

В Архангельске устанавливают обстоятельства ДТП с гибелью человека

Ломовую кражу мопеда раскрыли в Плесецке

Пожар в деревне Песчанка под Котласом охватил пилораму

Десять метров мусора загорелись вечером в Северодвинске

Баскетболисты Архангельска выиграли чемпионат лиги «Золотое кольцо»

Спортсменка из Поморья метнула копье на золотую медаль

В Архангельске рассказали про основные ошибки северной ходьбы

Архангельск принял чемпионат области по мини-хоккею с мячом

Теннисистка из Поморья завоевала золото первенства России

Конкурс хоровых коллективов стартует в Поморье

Выставка в Архангельске раскрывает нюансы деревянного зодчества

Северный русский народный хор выступил в столице Беларуси

В Старинном особняке Архангельска откроют новую выставку

В Архангельске подошла к концу «Танцевальная фольклориада»

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Правовая информация

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru