Новости дня

Регоператор «ЭкоИнтегратор» поддержал инициативу экологов Архангельской области

Ремонтные работы на Октябрьской стартовали в Северодвинске

На майские праздники количество отходов выросло на треть

В Поморье анонсировали ключевые мероприятия Дня Победы

Мобильная версия 16+

Суббота, 4 мая, 11:59

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/archive/2014/09/05/27745.html

Северодвинские верфи и страсти по «Мистралям»: лучше строить корабли у нас

Северодвинские верфи и страсти по «Мистралям»: лучше строить корабли у нас
Неожиданно крупнейшая в Европе северодвинская военная верфь Севмаш начала фигурировать в публикациях центральной прессы, посвященных Франции. Вообще ажиотаж, связанный с весьма неоднозначными заявлениями Парижа по поводу передачи заказанных Россией за немалые денежки вертолетоносцев класса «Мистраль», переходит все мыслимые пределы.

Французы в основном расстраиваются из-за возможных финансовых потерь, а вот многие россияне, напрямую связанные с ВМФ и кораблестроением, радуются: да хоть бы уж эти французы нам эти «Мистрали» действительно не отдавали. И даже штрафные санкции можно Франции «простить»: все равно России выгоднее будет! А сами «Мистрали» нам и даром не нужны!


Вспоминаются горячие дебаты по «Мистралям», которые несколько лет назад переполняли и многочисленные издания, и специализированные интернет-форумы. Писало об этом и ИА «Двина-Информ». Тогда не раз звучали мысли, что решение заказать корабли такого класса во Франции — лишь политический ход, призванный в числе прочего улучшить отношения с этой страной. Даже полтора миллиарда евро в геополитических масштабах не такая уж и громадная сумма, чтобы приобрести (заметьте — не употребляю слово «купить») на Западе какого-никакого союзника.

До поры до времени так оно и было — с Францией отношения были прекрасными, она и в санкциях не «зверствовала», и вела себя солидно и достойно в отношениях с Россией (вспомним, к примеру, недавнее изумительное празднование юбилея высадки союзников в Нормандии). Но сейчас надавили Штаты — и Франция начала, извините, ломаться, как... Дальше сами вставьте нужное слово. Ну да ладно.

Дело в том, что еще несколько лет назад, считают многие военно-морские эксперты, когда начинались переговоры по «Мистралям», Россия была еще не готова строить корабли такого класса, которые могут выполнять одновременно несколько функций — конкретно вертолетоносных, противолодочных и даже десантных. Не говоря уже о прекрасных возможностях демонстрации флага в морях и океанах. При всех своих недостатках (дикая парусность, отсутствие ледового пояса и других), «Мистрали» худо-бедно все-таки удовлетворяли требованиям, выставляемым тогда Военно-морской Доктриной России.

Но сейчас, в обстановке, когда Францию серьезно давит США и НАТО в целом, эти самые «Мистрали» России не нужны и даром. Дело в том, что стремительно крепнущая оборонная промышленность России развивается стремительно, и сейчас такие корабли она и проектировать (что главное), и строить категорически... готова!

Процесс импортозамещения в России в оборонной отрасли набрал уже такие темпы, что его уже никак не остановить, даже если отношения с Украиной вдруг чудом наладятся, и даже если США и ЕС вдруг напрочь отменят свои санкции. Объединенная судостроительная корпорация, куда входят все верфи Северодвинска, по мнению многих экcпертов, уже успешно «перестроилась» — причем быстрее всех в стране. Вот несколько совершенно конкретных примеров последних дней.

Для многоцелевых подлодок проекта «Ясень», которые строятся на знаменитой верфи Севмаш в Северодвинске, частично поставлялось оборудование из Украины. Как сообщили ИА «Двина-Информ» в пресс-службе верфи, к настоящему времени уже найдены российские поставщики аналогичной продукции. Новейшие российские атомные подводные лодки теперь будут на сто процентов укомплектованы оборудованием отечественного производства. Такая же картина уже наблюдается при строительстве стратегических ракетных подлодок проекта «Борей» — там ставится уже все отечественное. Корабелы сработали оперативно — пожалуй, быстрее всех в России, перейдя с частичного «чужого» на «свое».

В качестве возможного «поля» для строительства отечественных вертолетоносцев (да и авианосцев) все чаще называется именно Севмаш, хотя звучат и питерские верфи, где, кстати, уже были построены кормовые части корпусов двух «Мистралей» (во Францию их отбуксировали). За последние годы именно «подводный» Севмаш получил классный опыт работы с крупными надводными объектами. И проекты таких кораблей зреют где-то в недрах наших конструкторских бюро. Да, при СССР крупные надводные корабли строились в основном в Николаеве — но сами знаете, что сейчас там. Времена изменились...

Ну и, наконец, перейдем к тому, для чего и затевалась эта статья — к констатации факта, опыт по строительству тех же вертолетоносцев у нас был, и нужно только предпринять усилия, чтобы его возродить. Причем это были лучшие корабли подобного класса в мире!

Еще середине 1950-х годов возникла идея создания противолодочного корабля дальней зоны, которую поддержал тогдашний министр обороны СССР Родион Малиновский. В декабре 1958 года было оформлено постановление правительства, по которому в 1959 году ЦКБ-17 (потом Невское ПКБ) начало проектирование противолодочных крейсеров-вертолетоносцев проекта 1123 с групповым базированием противолодочных вертолетов. Первый корабль «Москва» был заложен в декабре 1962 года, спущен на воду в январе 1965 и сдан ВМФ в декабре 1967 года. Второй противолодочный крейсер-вертолетоносец проекта 1123 «Ленинград» был сдан ВМФ в июне 1969 года.

Интересно сравнить основные тактико-технические элементы вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград» и крейсеров-вертолетоносцев «Жанна д’Арк» и «Витторио Венетто», построенных нашими, французскими и итальянскими судостроителями как раз в 1960-х годах. При вполне сравнимом водоизмещении и габаритах французский корабль нес от четырех до шести вертолетов «Lynx», а итальянский шесть «Augusta Bell». Наши же несли 14 (!) противолодочных вертолетов Ка-25. Причем наши вертолеты были, даже по признанию экспертов НАТО, куда сильнее, технологичнее и даже дешевле.

Было у наших вертолетоносцев и более сильное собственное вооружение. По своим тактико-техническим элементам вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград» представляли собой принципиально новый тип корабля, и по эффективности противолодочных средств не имели в то время аналогов ни в отечественном, ни в зарубежных флотах. Учения в Средиземном море показали, что подводным лодкам ВМС США было довольно трудно вырваться из расставленной вертолетами «паутины» гидроакустических радиобуев.

В приемном акте головного корабля, подписанном в Николаеве 25 декабря 1967 года, отмечалось: «Противолодочный крейсер „Москва“ является первым в ВМФ СССР боевым надводным кораблем противолодочной обороны дальней зоны, обладающим мощным вертолетным комплексом и другими средствами поиска и уничтожения подводных лодок, вооруженным универсальным зенитным ракетным комплексом и современными радиоэлектронными средствами».

За создание вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград» Черноморский завод в украинском Николаеве был награжден в 1970 году орденом Октябрьской Революции. Хотя, где сейчас тот Черноморский завод, где Николаев, да и вообще вся Украина... Кстати, корабли этого проекта имели еще шифр «Кондор», что, согласитесь, звучит никак не хуже, чем «Мистраль».
До середины восьмидесятых годов прошлого века крейсера проекта 1123 регулярно выходили на патрулирование Средиземноморья и Атлантики, а также время от времени совершали дружеские визиты в порты зарубежных государств. К примеру, в 1978 и 1981 годах «Москва» и «Ленинград» заходили в алжирские порты, а в марте 1984 года «Ленинград» посетил Гавану.

К сожалению, это был последний подобный поход «Ленинграда». В начале 1986 года его поставили капитальный на ремонт, который продолжался до конца 1987-го. К окончанию этого ремонта страна переживала катастройку (гибрид катастрофы и перестройки), и противолодочные крейсера-вертолетоносцы все реже выходили в море. Судьба «Ленинграда» закончилась тем, что в 1991 году его вывели из состава ВМФ СССР, разоружили и списали. Через четыре года его, увы, продадут на металлолом некой индийской компании уже как осколок ВМФ РФ.

«Москва» прожила немного дольше. В конце 1993 года этот крейсер последний раз вышел в море. Примерно через полтора года его вывели в резерв и сделали плавучей казармой. Однако, «Москве» не было суждено долго служить в новом статусе. В конце осени 1996 года с плавказармы ПКЗ-108 спустили флаг и вывели из состава флота. В следующем году министерство обороны России и коммерсанты Индии подписали еще один контракт, в соответствии с которым и второй противолодочный крейсер-вертолетоносец отправился на утилизацию. И — опять увы...

В общем, история отечественных вертолетоносцев, по-видимому, была даже богаче на события, чем история французских «Мистралей». Что будет с «Мистралями», построенными для России во Франции? Хотя... Это вопрос даже не к экспертам — инженерам, ученым и военным морякам. Это вопрос к политикам. Причем, скорее всего, даже не к французским или российским. А к американским...

В общем, разговоры в прессе о возможностях Севмаша по строительству надводных кораблей, сходных по классу с несчастными «Мистралями», возникли в последнее время неспроста. Обычно именно с «закидывания» в прессу своеобразных «пробных камешков» в виде подобной информации и начинаются, так сказать, большие дела. Так что остается только поблагодарить США за то, что так немилосердно наехало на Францию, что та вдруг «задергалась» по поводу поставки в России вертолетоносцев. Спасибо, Барак! Имею в виду Обаму...

Хотя, наверное, лучше сказать так: имели мы в виду этого Обаму... Аминь.

Андрей Михайлов, 5 сентября 2014 17:11

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

В Поморье анонсировали ключевые мероприятия Дня Победы

Холмогорская сосна претендует на звание «Российское дерево года»

В колонии поселка Талаги засверкали «Окна Победы»

В Архангельске готовятся к Фестивалю дарения

«Двинской град» в Архангельске показал старинную жизнь поморов

Регоператор «ЭкоИнтегратор» поддержал инициативу экологов Архангельской области

Ремонтные работы на Октябрьской стартовали в Северодвинске

На майские праздники количество отходов выросло на треть

В Согре под Верхней Тоймой возводят новую спортплощадку

Финансовая эстафета стартовала в САФУ Архангельска

Глава Северодвинска прошел в резиновых сапогах по самым затопленным участкам города

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

На Обводном канале в Архангельске угнали машину

В Архангельске устанавливают обстоятельства ДТП с гибелью человека

Ломовую кражу мопеда раскрыли в Плесецке

Пожар в деревне Песчанка под Котласом охватил пилораму

Десять метров мусора загорелись вечером в Северодвинске

Баскетболисты Архангельска выиграли чемпионат лиги «Золотое кольцо»

Спортсменка из Поморья метнула копье на золотую медаль

В Архангельске рассказали про основные ошибки северной ходьбы

Архангельск принял чемпионат области по мини-хоккею с мячом

Теннисистка из Поморья завоевала золото первенства России

Конкурс хоровых коллективов стартует в Поморье

Выставка в Архангельске раскрывает нюансы деревянного зодчества

Северный русский народный хор выступил в столице Беларуси

В Старинном особняке Архангельска откроют новую выставку

В Архангельске подошла к концу «Танцевальная фольклориада»

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Правовая информация

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru