Новости дня

На майские праздники количество отходов выросло на треть

В Поморье анонсировали ключевые мероприятия Дня Победы

В Согре под Верхней Тоймой возводят новую спортплощадку

Конкурс хоровых коллективов стартует в Поморье

Мобильная версия 16+

Пятница, 3 мая, 23:34

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/archive/2014/09/04/27673.html

Северодвинск и геополитика: Первая холодная война начиналась с поражения США

Северодвинск и геополитика: Первая холодная война начиналась с поражения США
serialov.org
По истории Северодвинска можно излагать историю холодных войн – настолько город корабелов связан с геополитикой.

Ни для кого не секрет, что город активно развивался именно в годы активного противостояния с Западом – строились боевые корабли, а вместе с ними росли прекрасные жилые кварталы, строилась инфраструктура, росло население… 

И не секрет также, что именно северодвинцы, особенно ветераны флота и знаменитых военно-кораблестроительных верфей, очень даже в курсе событий и нюансов той, Первой холодной войны. И не стоит считать, что от холодной войны до Архангельской области так же далеко, как, скажем, до Луны. Все гораздо серьезнее.

Ведь сейчас уже в открытую, чуть не на официальном уровне, признается, что в мире идет если не Третья мировая, то Вторая холодная война. Действительно, нынешние отношения России, Украины, Евросоюза и США иначе, как холодной войной, не назовешь. Короче, историю надо знать, чтобы не совершать ошибок, которые могут привести к таким страшным событиям, как, скажем, распад СССР…

Между прочим, Первая холодная война началась… с поражения США. Ровно 65 лет назад, в конце августа 1949 года, самый первый секретный разведывательный выход в море американских субмарин в ходе начавшейся холодной войны закончился страшной трагедией!

Но с тех пор субмарины НАТО все равно "пасутся" у наших берегов постоянно. Северодвинцы, среди которых много военных моряков и заводчан-корабелов, знают это не понаслышке. 

Ну что ж, раз уж Вторая холодная, по всем приметам, начинается, есть повод вспомнить, как начиналась Первая. Конечно, принято считать, что как таковая та холодная война началась со знаменитой речи Черчилля в Фултоне в марте 1946 года. Обстановка в мире стала накаляться, недавние союзники в войне с фашизмом как-то очень резко превратились в недругов. В 1949 году возник блок НАТО. 

И поход группы из двух американских разведывательных дизельных субмарин под общим командованием будущего адмирала Рафаэля Бенитеса к берегам нашего Кольского полуострова был самым первым в подводном противостоянии США и СССР. Как говорится, они первые начали…

Бенитес тогда в 1949 году командовал одной из лодок группы "Кочино", а в ходе возникшей трагической ситуации принял на себя руководство спасательной операцией с участием и второй лодки — "Таск". Как указано в книге "Тайны подводного шпионажа" под авторством Е. А. Байкова и Г. Л. Зыкова, в ходе начавшейся холодной войны тот первый разведывательный поход американцев к нашим берегам закончился полным провалом. Сама лодка "Кочино" затонула, имелись жертвы в экипажах обеих лодок, вышедших на разведку в Баренцево море. Задача не выполнена, корабль потерян, люди погибли… 

Главной задачей группы подводных лодок "Кочино" и "Таск" являлась разведка деятельности советских ракетных морских полигонов. Когда Бенитес узнал, что его назначили командиром на лодку "Кочино", он, естественно, расстроился донельзя. Он был пуэрториканцем и его родной язык — испанский.

В переводе название лодки для его земляков означало, что бравый моряк, человек уважаемой профессии - Рафаэль Бенитес назначен командиром подводной лодки "Свинья"! В английском это название означало породу рыбы (а у американцев было принято в те времена называть субмарины как раз именами рыб), но на испанском-то оно означало… Впрочем, лодка с именем "Кочино" действительно подложила самому первому командиру холодной войны самую настоящую свинью!

"Кочино" — это первая специально переоборудованная для разведывательных операций подводная лодка ВМС США, настоящее детище холодной войны. В 1949 году лодке было всего четыре года, младенческий возраст для боевого корабля… В конце июля этого же года окончательная подготовка к походу к русским берегам была завершена в Портсмуте, в Англии. Операция "Кайо" стартовала в конце августа 1949 года. Главное действующее лицо — подводная лодка "Кочино" под командованием Бенитеса. Ее непосредственное прикрытие осуществляла субмарина "Таск". Общее руководство всей разведывательной операцией осуществлял коммодор Рэй Бенсон…

Лодка Бенитеса, находясь на перископной глубине, заняла позицию в 150 милях от Мурманска и баз Северного флота Полярный и Ваенга (ныне Североморск). Однако за много суток ни акустики, ни радиометристы "Кочино" так ничего ценного и не узнали о советских тайнах. Шпионская миссия, по сути, оказалась проваленной. "Кочино" пошла домой. Правда, успехом было то, что лодку не обнаружили силы советского Северного флота.

И вдруг на переходе в свою базу поступил доклад о поступлении воды в дизельный отсек через предохранительный клапан устройства, под водой подающего воздух к дизелям, и двигатели остановились. Лодка всплыла в надводное положение. Несколько минут спустя в кормовой части раздался глухой удар. Взорвалась кормовая аккумуляторная батарея! Начался пожар.

Лодка качалась под ударами пятиметровых волн. Шторм продолжался, делая ситуацию еще более опасной. Наличие второй подводной лодки в группе имело решающее значение для спасания экипажа "Кочино". Бенитес приказал личному составу выйти наверх. Но связь с лодкой "Таск" установить так и не удалось!

47 человек столпились на палубе лодки, прячась от волн за рубкой, 12 вместе с командиром находились на мостике и 18 во главе со старшим помощником бились с огнем внутри лодки. Несколько подводников пытались запустить двигатели, чтобы обеспечить ход лодке. Морякам удалось наконец запустить один дизель. И тут, на их счастье, на горизонте по правому борту появилась "Таск". Но на лодке раздался второй взрыв. Борьба за живучесть оказалась бесполезной…

Между лодками установили канатную дорогу и начали эвакуацию части экипажа "Кочино". Но бушевал шторм, и передача людей с борта на борт оказалась непростым делом. Первый же моряк, кто был передан с "Кочино", погиб в результате удара о корпус "Таск". Далее 12 человек из экипажа "Таск", участвовавшие в спасательной операции, были смыты за борт сильной волной. Шестерых из них спасти не удалось. Это были первые жертвы.

И все же через девять часов после начала аварии, удалось наладить буксировку "Кочино". Однако вскоре после полуночи, 26 августа раздался еще один взрыв. Выбора больше не было. Моряки через кормовой люк покинули отсек. Последним корабль оставил командир Рафаэль Бенитес. Через пару часов 26 августа 1949 года "Кочино" затонула в 100 милях от побережья Норвегии. Через шесть часов битком набитая людьми "Таск" вошла на рейд норвежского порта Хаммерфест. В общем, совместный поход "Кочино" и "Таск", обернулся фатальной неудачей.

Семь погибших, десять раненых, потерянный корабль — таков был печальный итог самой первой разведывательной операции подводных сил ВМС США в ходе холодной войны, которую мы все равно проиграли через 40 лет…

И тут, пожалуй, стоит отдать должное первому американскому командиру холодной войны. По отзывам современников, Рафаэль Бенитес, умерший в 1999 году, был моряком, которого, казалось, благословил на подводную службу сам Нептун. И, наверное, не его вина, что именно его имя фигурирует в числе пионеров холодной войны, которая длилась между СССР и странами НАТО много лет. И которая была нами позорно проиграна, увенчавшись полным распадом хоть, по моему мнению, и немного дефектной, идеологически не совсем внятной, но все-таки Империи…

И есть еще один очень тонкий нюанс во всей этой истории. Всяко бывает, жизнь есть жизнь. Но стоит признать: не только советские и российские моряки с честью умеют выполнять свой долг. Как бы ни было, но противника надо уважать. Автору этих строк немало лет довелось служить на атомных подлодках Северного флота. И на всю жизнь запомнились слова легендарного советского подводника капитана I ранга Николая Алексеевича Тушина, с которым не раз приходилось бывать в море.

Как-то во время испытаний одной из подлодок северодвинской постройки в середине 80-х на полигоне Баренцева моря за нами увязалась субмарина НАТО. Ситуация привычна всем подводникам со времен начала подводной холодной войны, которая, к слову сказать, до сих пор так и идет. Лодки, в первую очередь для отработки учебных задач, подолгу преследуют друг друга, играя взаимно на нервах.

Итак, на второй неделе бешеных подводных гонок, когда наш экипаж уже, грубо говоря, офонарел от постоянных учебных тревог, от частой смены глубины, курса и скорости (полагалось оторваться от слежения), кто-то из офицеров в центральном посту в сердцах выругался семиэтажным матом: вот, мол, империалисты проклятые, так их растак…

Это услышал Николай Алексеевич Тушин, старший на борту, заместитель командира северодвинской бригады строящихся кораблей. И при всех, не стесняясь (хотя вроде бы так не полагается), жестко распек выругавшегося в адрес натовцев офицера: "Они не виноваты, что родились в США, а не в СССР!". Эта фраза советского аса подводного флота запомнилась навсегда. И уж не затаите обиды, друзья-коллеги, профессия подводника опасна не только для российских моряков… И любая холодная война бьет по обеим сторонам ее фронта. И победителей в ней не бывает! Не будет и в этой…

Андрей Михайлов, 4 сентября 2014 09:03

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

В Поморье анонсировали ключевые мероприятия Дня Победы

Холмогорская сосна претендует на звание «Российское дерево года»

В колонии поселка Талаги засверкали «Окна Победы»

В Архангельске готовятся к Фестивалю дарения

«Двинской град» в Архангельске показал старинную жизнь поморов

На майские праздники количество отходов выросло на треть

В Согре под Верхней Тоймой возводят новую спортплощадку

Финансовая эстафета стартовала в САФУ Архангельска

Под Каргополем продолжили капремонт моста через Кинему

«Севмаш» в Северодвинске отметили государственными наградами

Глава Северодвинска прошел в резиновых сапогах по самым затопленным участкам города

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

На Обводном канале в Архангельске угнали машину

В Архангельске устанавливают обстоятельства ДТП с гибелью человека

Ломовую кражу мопеда раскрыли в Плесецке

Пожар в деревне Песчанка под Котласом охватил пилораму

Десять метров мусора загорелись вечером в Северодвинске

Баскетболисты Архангельска выиграли чемпионат лиги «Золотое кольцо»

Спортсменка из Поморья метнула копье на золотую медаль

В Архангельске рассказали про основные ошибки северной ходьбы

Архангельск принял чемпионат области по мини-хоккею с мячом

Теннисистка из Поморья завоевала золото первенства России

Конкурс хоровых коллективов стартует в Поморье

Выставка в Архангельске раскрывает нюансы деревянного зодчества

Северный русский народный хор выступил в столице Беларуси

В Старинном особняке Архангельска откроют новую выставку

В Архангельске подошла к концу «Танцевальная фольклориада»

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Правовая информация

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru