Конечно, многое сейчас еще неясно, еще нет результатов работы экспертов, и выводы делать рано. Но почему-то первой мыслью было — самолет сбили украинские военные. Потому что такое в истории «незалежной» уже не впервой!
«Боинг-777» «Малайзийских авиалиний», совершавший рейс Амстердам — Куала-Лумпур, разбился вечером 17 июля на территории Украины в Донецкой области в районе населенного пункта Грабово. Все находившиеся на борту 298 человек погибли. Все мировое сообщество уже выступило за объективное расследование трагедии на международном уровне.
Мог ли самолет просто сойти с маршрута, отклониться от заданной траектории и потому смог попасть под удар? «Это практически невероятно. Это сразу станет заметно, сразу диспетчерская служба даст контроль уклонения на борт: возьмите поправку, выйдите, — сказал в интервью ИА „Двина-Информ“ Заслуженный летчик гражданской авиации РФ, бывший ведущий пилот Архангельского авиаотряда Виктор Санин. — Это буквально километр, полкилометра и сразу же дается реплика выйти на трассу. Может быть, это все умышленно. На Украине были лучшие времена, когда хоть какие-то деньги были на содержание военно-воздушных сил, ПВО и так далее. И в те времена они умудрялись „тренироваться на гражданских самолетах“, Ту-154 сбили. Сегодня, когда у них ни гроша в кармане, в этом бардаке, не знаю, как самолеты-то взлетают, у них ни тренировок, ничего нет, потому что средств на поддержание квалификации нет».
До сих пор доподлинно неизвестно, что стало причиной крушения «Боинга». Если это была ракета, то кто ее выпустил и по каким причинам? Почему-то кажется, что и на этот раз поиск ответа будет неимоверно трудным. В предыдущем случае ответа не было вообще...
Итак, 4 октября 2001 года в небе над Черным морем случилась катастрофа самолета Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявшего рейс Тель-Авив — Новосибирск. Погибли 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Межгосударственный авиационный комитет установил, что лайнер был по ошибке сбит украинскими ПВО. И, что интересно, Киев до сих пор не признал своей вины в произошедшем! Попробуем еще раз, более детально, разобраться в той нелицеприятной для Украины ситуации.
Итак, не кто-нибудь, а международные эксперты признали, что тот самолет был сбит комплексом ПВО ошибочно: во время учений, проводившихся в том воздушном районе. А еще два года потребовались для определения размера компенсаций семьям погибших. И телефон моего товарища вдруг замолк — и домашний, и служебный, и мобильный. Лишь в году этак в 2008-м товарищ позвонил сам: мол, вышел на пенсию, пригласил на дачу к себе в Крым. Приглашением я воспользовался, но вот разговорить его на тему той страшной аварии мне так и не удалось.
Тема до сих пор засекречена. Хотя казалось бы — что уж там теперь засекречивать? Но, видимо, не все так просто. Ведь Украина всеми силами пытается отмахнуться от выплат компенсаций потерпевшим: упор делается на то, что украинские ПВО самолет вообще не сбивали. В 2004 году Межгосударственный авиационный комитет обнародовал результаты расследования, согласно которым летевший над Черным морем самолет был сбит ракетой С-200 ПВО Украины, выпущенной из района Феодосии. Запуск ракеты был осуществлен в рамках проводившихся учений. Украина не признала своей вины, но выплатила семьям погибших по 200 тысяч долларов компенсации в качестве жеста доброй воли. Ну, вроде бы факт атаки украинской ракетой признан.
Однако несколько израильских семей не приняли эту компенсацию и подали дополнительный иск. Он был отклонен в 2007 году на том основании, что выводы МАК противоречат материалам следствия, проведенного украинской стороной. В 2008-11 годах Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз провел самостоятельное расследование. Украинские специалисты пришли к выводу, ракета ПВО Украины не могла уничтожить данный самолет. Таким образом, никаких компенсаций больше никто не дождется.
Получается, даже у тех, кто компенсацию получил, деньги нужно забрать, ведь самолет, как выяснилось спустя почти 10 лет, никто и не сбивал. Поэтому сразу возникает вопрос, а можно ли через 10 лет после самой аварии определить, что там было на самом деле? Отличилась и украинская Фемида, которая, как оказалось, умеет хорошо тянуть время. Так, совсем недавно, то есть через десятилетие после аварии, Хозяйственный суд Киева отказался удовлетворить иск российской авиакомпании к Министерству обороны Украины. А ведь российская авиакомпания «Сибирь» до сих пор требовала от Украины денежную компенсацию за самолет, сбитый над Черным морем в 2001 году.
Авиакомпания «Сибирь» подала иск в Хозяйственный суд Киева против Минобороны и Госказначейства Украины, в котором требует взыскать с них 15,32 миллиона долларов. В иск российской авиакомпании «Сибирь» к Минобороны на общую сумму 15,32 миллиона долларов входит стоимость уничтоженного самолета Ту-154М — 6,37 миллиона долларов, 197,4 тысячи долларов расходов, связанных с расследованием катастрофы, 17,4 тысячи долларов — расходов на страховку, 4,83 миллиона долларов — упущенной выгоды в связи с потерей самолета.
Еще в 3,9 миллиона долларов российская компания оценила моральный ущерб. Насколько известно, иск до сих пор находится в подвешенном состоянии. Кроме российской авиакомпании, выплаты компенсаций от Украины добиваются родственники погибших. В 2004–2005 годах украинское правительство выплатило им в качестве моральной компенсации по 200 тысяч долларов из расчета за каждого погибшего. Но некоторые родственники погибших через украинские суды требуют увеличить сумму претензий.
По некоторым данным, сумма некоторых исков превышает 12 миллионов гривен. На сегодняшний день в суды поступили жалобы от 17 родственников погибших в октябре 2001-го. Надежды выиграть иски — никакой. Тела погибших тогда, после трагедии, были доставлены на первый причал международного терминала Морского порта Сочи, а затем переданы родственникам для захоронения.
В общем, спустя столько лет украинская сторона так и не определилась с виновниками произошедшей трагедии. А значит, о компенсациях семьям погибших можно только мечтать...