Новости дня

Выставка в Архангельске раскрывает нюансы деревянного зодчества

В колонии поселка Талаги засверкали «Окна Победы»

Финансовая эстафета стартовала в САФУ Архангельска

В Архангельске рассказали про основные ошибки северной ходьбы

Мобильная версия 16+

Четверг, 2 мая, 16:10

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/archive/2014/05/19/24319.html

После модернизации в Северодвинске титанового «Карпа» в океане будет не поймать

После модернизации в Северодвинске титанового «Карпа» в океане будет не поймать
Фото http://www.russiannavy.ru/
Недавняя весть о том, что Минобороны РФ начинает в Северодвинске модернизацию двух очень старых атомных подлодок, вызвала вопросы у читателей. Зачем это нужно?

Ведь вроде бы новое дешевле строить, чем старое чинить. ИА «Двина-Информ», чтобы ответить на этот вопрос, провело свое исследование.

Несмотря на то, что одна из многоцелевых лодок проекта 945 «Барракуда» с титановым корпусом была выведена из состава ВМФ еще 14 лет назад и более 20 лет стояла у причала в Северодвинске, а вторая, хоть сейчас и в строю, в море не выходила полтора десятилетия, тут есть свой резон. Ведь титановые корпуса подлодок этого проекта имеют практически неограниченный срок эксплуатации, и даже сейчас, через несколько десятилетий со времени постройки, находятся, что называется, в первозданном состоянии.

И корабелам предстоит заниматься не столько корпусом, сколько менять «начинку» и оружие подлодки на новейшее оборудование, которое, кстати, практически в полном объеме производится только российским оборонно-промышленным комплексом (ОПК). В кооперации ОПК будут задействованы около тысячи различных предприятий из почти полусотни регионов России.

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» (обозначение НАТО — «Sierra-I») — это серия советских многоцелевых атомных подводных лодок построенных в 1979–1986 годах. «Барракуды» положили начало третьему поколению многоцелевых атомных субмарин в Советском Союзе. Всего на заводе «Красное Сормово» было построено два таких корабля: Б-239 «Карп» и Б-276 «Краб», позднее переименованный в «Кострому».

Автору этих строк не раз доводилось быть на этих уникальных подлодках. Более того, одну из лодок проекта «Барракуда» довелось увидеть даже во время постройки, на стапеле завода Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород) на курсантской практике в 1981 году. Один из сормовских корабелов тогда как бы в шутку попросил поднять здоровенную штуковину на эллинге. Я тоже как бы в шутку взялся (мол, где мне) и... поднял без труда. Титан намного, почти в два раза, легче железа. А в Северодвинске, столице корабелов-атомщиков, иметь садово-огородный инвентарь из титана до сих пор считается особым шиком.

Скорость полного хода «Барракуд» составляет в среднем 35 узлов. В составе их вооружения шесть торпедных аппаратов калибра 533 и 650 мм, а в боекомплект входят до 40 торпед, крылатых ракет и морских мин. Головная, то есть первая в серии лодка проекта К-239 «Карп» начала свою службу в 1984 году. В 1998 году, после всего 14 лет службы, была списана. Вторая, К-276 «Краб», заступила на боевую службу в 1987 году. 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес». У «Краба» была немного повреждена рубка, рассчитанная на проламывание льда, а на «Батон Руж» после столкновения был пожар. После аварии АПЛ «Батон Руж» своим ходом добралась до базы и через некоторое время была списана.

Серия получила развитие в модифицированном проекте 945А «Кондор». Строительство лодок проекта 945 и 945А для ВМФ СССР проходило в 1979-1990-х годах. При изготовлении корпуса использовались титановые сплавы, уменьшившие массу кораблей при более высокой прочности.

Почему российскими военными и промышленными структурами было принято решение использовать корпуса атомных подлодок, которым уже несколько десятков лет, вполне объяснимо. Кроме того, что, как металл, титан практически не подвержен коррозии, его магнитные характеристики позволяют использовать гидроакустическое, навигационное и другое специальное оборудование совершенно нового типа.

Хотя о точных характеристиках этого нового оборудования и технических систем в отрытой прессе практически ничего нет, однако некоторые военные эксперты уже высказывают вполне разумные предположения, что некоторые из них будут основаны и на совершенно новых физических принципах работы, чем ранее применявшиеся в строительстве подводного флота.

Немаловажно, что у модернизированных титановых подлодок будут и совершенно иные показатели скрытности, чем у ныне действующих российских подлодок всех проектов, в том числе и самых новых, ныне строящихся «Бореев» и «Ясеней». Сейчас уже не применяются термины, которые вовсю использовались во времена СССР — «Вероятный» и «Потенциальный» противник. Применим другое выражение.

Итак, у стран, «которые имеют возможность проводить техническое слежение за российскими подлодками», пока нет на вооружении систем обнаружения, которые могли бы эффективно отслеживать в пучинах океана следы титановых субмарин по магнитным показателям. Иностранные разработки по этой теме были, если не прекращены, то заморожены еще в начале 90-х годов прошлого века, когда стало ясно, что флоту новой России не по карману хоть как-то привести в боеспособное состояние несколько титановых кораблей.

В силу этого «вероятным» и «потенциальным» придется потратить гигантские средства на такие системы. По самым скромным подсчетам, создание «оружия противодействия» обычно обходится в два-три раза дороже, чем постройка головного образца самого оружия. В общем, кроме того, что Россия получит новейшие с точки зрения оснастки и оборудования военные корабли, она еще и преподнесет серьезный «подарочек» военным бюджетам тех стран, которые захотят наладить «техническое слежение» за ними...

Ну и, наконец, еще один, хотя и не самый решающий, повод использовать титановые корпуса уже построенных подлодок — это, как ни странно, экономия! Несколько лет назад, когда в том же Северодвинске утилизировали первую в истории титановую подлодку проекта 661, корабелы, по их словам, пришли в ужас... от стоимости разделки этой лодки «на иголки». Титан — тугоплавкий, сверхпрочный металл с меньшей в два раза, чем у железа, плотностью и температурой плавления +1660°С. И на разрезку изделий из него, как оказалось, нужно куда больше средств, чем на разделку обычной, стальной лодки, прочный корпус которой обычно сделан из маломагнитной стали марки ОХ18Н10Т.

Кстати, как уже сообщало когда-то ИА «Двина-Информ», первая в мире титановая подлодка К-222 —единственный корабль, построенный по проекту 661 «Анчар». Это была самая быстрая в мире подводная лодка, достигавшая в подводном положении скорости свыше 80 километров в час (42 узла). За дороговизну постройки эту лодку красноречиво прозвали «Золотая рыбка».

Работы по ремонту и модернизации этих двух уникальных подлодок проекта «Барракуда» будет проводить Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске, соответствующий контракт с гарантированным в рамках гособоронзаказа финансированием уже подписан. Как сообщил ИА «Двина-Инофрм» ведущий сотрудник пресс-службы «Звездочки» Евгений Гладышев, уже во второй половине 2014 года первую подлодку проекта 945 с оперативно-тактическим номером К-239, которая «в миру» носит имя «Карп», поставят в цех, чтобы начать дефектацию систем и механизмов и первичные действия по их модернизации.

Но перед этим из реактора лодки предстоит выгрузить отработавшее ядерное топливо — у военных и заводчан это мероприятие называется «Операция № 1». По планам, ремонт и модернизацию АПЛ предполагается завершить уже в 2017 году.

Помимо «Карпа», ЦС «Звездочка» будет модернизировать однотипную подлодку К-276 «Кострома». После завершения работ обе лодки по своим характеристикам будут соответствовать новейшим АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Напомним, что первая подлодка этого проекта, «Северодвинск», лишь совсем недавно принята в состав ВМФ РФ.

В более отдаленных планах «Звездочки» модернизация еще и титановых атомных подводных лодок проекта 945А (шифр «Кондор») — «Псков» и «Нижний Новгород». Кстати, до конца 2020 года на вооружение флота в общей сложности встанет более десяти модернизированных многоцелевых атомных подлодок и несколько дизельных.

Андрей Михайлов, 19 мая 2014 08:33

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

В колонии поселка Талаги засверкали «Окна Победы»

В Архангельске готовятся к Фестивалю дарения

«Двинской град» в Архангельске показал старинную жизнь поморов

В Архангельске автобусы вновь пройдут по «Маршруту Победы»

Память погибших в радиационных авариях и катастрофах почтили в Архангельске

Финансовая эстафета стартовала в САФУ Архангельска

Под Каргополем продолжили капремонт моста через Кинему

«Севмаш» в Северодвинске отметили государственными наградами

О начале пожароопасного сезона напомнили в Поморье

Робота для исследования труб тестируют в Поморье

Глава Северодвинска прошел в резиновых сапогах по самым затопленным участкам города

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

Кражу денег из квартиры со спящим хозяином раскрыли в Мирном

Мужчина в Вельске был облит кипятком и жестоко избит

Около 3 килограммов наркотиков изъяли стражи порядка в Архангельске

Жительница Пинежья получила условный срок за истязание дочери

В Архангельске насмерть разбился 28-летний рабочий

В Архангельске рассказали про основные ошибки северной ходьбы

Архангельск принял чемпионат области по мини-хоккею с мячом

Теннисистка из Поморья завоевала золото первенства России

Тридцать шесть медалей завоевали тхэквондисты Поморья в Казани

Проект «Регби за забором» в одной из колоний Поморья назвали лучшим в России

Выставка в Архангельске раскрывает нюансы деревянного зодчества

Северный русский народный хор выступил в столице Беларуси

В Старинном особняке Архангельска откроют новую выставку

В Архангельске подошла к концу «Танцевальная фольклориада»

В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Правовая информация

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru