Новости дня

В Северодвинске назвали места получения георгиевских ленточек

В Архангельске анонсировали традиционный концерт «Великая Победа»

Дорожники Поморья начали ремонтные работы еще на трех объектах

За кражу и побои жительница Пинежья получила 2 года и 2 месяца

Мобильная версия 16+

Понедельник, 6 мая, 16:39

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/archive/2014/04/28/23753.html

Неизвестная Арктика: как подводники удивляли полярников

Неизвестная Арктика: как подводники удивляли полярников
http://flot.com
Имя этого Героя Советского Союза долго не было широко известно, хотя сам этот подвиг прогремел в свое время на весь мир. И основы нынешних российских позиций в Арктике закладывались именно такими героическими людьми, о которых по понятным причинам в свое время говорили мало... Нынешнее время раскрывает тайны.

Чуть более полувека назад советская атомная подлодка К-115 северодвинской постройки под командованием Ивана Романовича Дубяги совершила уникальный подлёдный трансарктический переход из Баренцева моря в Тихий океан. Подводникам удалось даже всплыть во льдах возле советской полярной станции «СП-12» и ошарашить полярников своим появлением!

Люди того поколения не успели на Великую Отечественную всего-то на пару лет... Иван Дубяга родился 16 января 1929 года в селе Благодатное Петровского района Ставропольского края в семье обычного колхозника. В 1946 году окончил Бакинское военно-морское подготовительное училище. В том же году он был призван на службу в Военно-морской флот СССР. В 1950 году Иван Дубяга окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище, а в 1958 году — Высшие специальные офицерские классы ВМФ, на которых готовили командиров совершенно невиданных для того времени кораблей — атомных подводных лодок.

С января 1962 года Дубяга командовал строящейся на Севмаше в Северодвинске атомной подводной лодкой К-115, которая через год была введена в состав Северного флота. Командир, понимая ответственность, сам занимался обучением экипажа, отработкой курсовых задач, поддерживал на лодке постоянную готовность.

Согласно историческим первоисточникам, уникальный подледный переход из океана в океан подо льдами Арктики стартовал 3 сентября 1963 года. Лодка успешно прошла под водой до мыса Желания, где всплыла для встречи со спасательным судном, а затем вновь погрузилась под воду и продолжила движение.

Дважды — 10 и 11 сентября — К-115 всплывала. Причем первый раз около дрейфующей советской полярной станции «СП-12», а во второй раз — в Чукотском море. 17 сентября 1963 года уникальный переход был успешно завершён в бухте Крашенинникова на восточном берегу полуострова Камчатка. До этого еще никто в мире такого вообще не делал.
Вообще-то, как уже писало ИА «Двина-Информ», первой из новеньких советских атомных подлодок прошла подо льдом Северный полюс в 1962 году (причем дважды) подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием Льва Жильцова. Но всплыть в полярных льдах ей в тот раз так и не удалось. Вот эту задачу в следующем году и выполнил экипаж подлодки К-115 под командованием Ивана Дубяги.

Самая трудная часть перехода расстоянием в 1570 морских миль была успешно преодолена лодкой подо льдами Арктики. Кроме всего прочего, была развеяна иллюзия Пентагона о неуязвимости американского подводного флота в Арктике. Что во времена холодной войны можно было сравнить с победой в какой-нибудь глобальной битве...

Советская бюрократическая машина была, конечно, достаточно неповоротлива, порой «маринуя» заслуженные награды годами. Но в этом случае она «провернулась» очень быстро. Уже через несколько месяцев, 18 февраля 1964 года, капитан 2-го ранга Иван Дубяга был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 11181.

Вот что писал о том историческом трансарктическом переходе подо льдами уже ставший контр-адмиралом Иван Романович Дубяга в своих воспоминаниях, опубликованных в журнале «Кругозор» еще в советские времена:

«Мало кто знал на берегу о полученном нами приказе. Когда лодка погрузилась на заданную глубину, я отдал команду ложиться на курс ноль — точно на Северный полюс. Наш маршрут проходил желобом Святой Анны. Это самая углубленная часть океана между Землей Франца-Иосифа и островом Визе. А затем, согласно плану, мы повернули на восток.

В те годы Северный Ледовитый океан был изучен детально лишь вблизи побережья. И никто не мог поручиться, что на пути атомной подводной лодки, способной идти со скоростью пассажирского поезда, не встретятся какие-нибудь «сюрпризы». Один из них нас «поджидал» при подходе к хребту Ломоносова.

Эхолот показывал, что перед носом подводной лодки почти отвесно поднимался грунт! Впечатление было такое, словно дно вставало на дыбы. Пришлось сбавить ход до трех узлов и уменьшить глубину погружения. Всплыть мы не могли — над нами был сплошной торосистый лед. До его нижнего края оставалось метров тридцать, когда всплытие прекратилось. Я распорядился задним ходом остановить лодку. Затем мы толчками стали продвигаться вперед по зазору между дном и льдом... К счастью, это продолжалось недолго: грунт под нами так же круто оборвался вниз. Нам встретилась «сахарная голова» — так моряки называют коническую гору с очень сильным уклоном откосов. О ее существовании подо льдом никто тогда и не подозревал.

Впервые почувствовалось на практике, как трудно ориентироваться в высоких широтах по навигационным приборам. Обычному компасу здесь доверять нельзя. Приходилось делать сложные перерасчеты. Мы рисковали потерять курс в океане, что равнозначно было гибели.

Помню, как наш подводный корабль вынырнул из глубины Северного Ледовитого океана в районе никогда не тающих льдов. Это случилось 10 сентября 1963 года. Осмотрев горизонт, мы заметили километрах в семи от лодки маленькие черные точки. Это и был лагерь «Северный полюс-12». Желающих их навестить оказалось слишком много. Пришлось мне делать отбор — с учетом опыта хождения по торосистому льду.

Я первым поднялся по ступенькам метеорологической будки наверх и, постучав, открыл дверь. «Здравствуйте!» — говорю. Вот тут впервые в жизни я увидел, что у человека реально бывают квадратные глаза... Невольно вспомнилась немая сцена в финале комедии Гоголя «Ревизор».

«А вы, собственно, откуда?» — заговорил, наконец он. "Из-подо льда«,- честно признался я. Наш поход был секретным, о возможном нашем визите «дрейфуны», как полярники в шутку себя называли, не были оповещены.

«А почему вы говорите не по-английски?» — спросил нас вдруг хозяин метеобудки. Тут пришел черед удивиться нам. Оказывается, незадолго до нашего появления на «СП-12» радист станции случайно услышал в эфире переговоры американских полярников, дрейфовавших в том же районе, со своим начальством на материке. Они поставили ультиматум: «Если через десять дней к нам не придет ледокол, мы самостоятельно покидаем станцию и уходим на берег!». Получилось, что радист «СП-12» принял нас за беглых американцев, решивших осуществить свою угрозу...". Вот так советские подводники завоевывали Северный полюс!

В апреле 1985 года в звании контр-адмирала Иван Романович Дубяга был уволен в запас. Проживал в Ленинграде, занимаясь общественной деятельностью. Он ушел из этой жизни 22 февраля 1999 года, похоронен на Никольском кладбище Санкт-Петербурга.
Вечная слава героям арктических глубин, открывавших для России Арктику...

Андрей Михайлов, 28 апреля 2014 09:05

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

В Северодвинске назвали места получения георгиевских ленточек

Имя Лея стало одним из наиболее редких в Поморье

В Поморье анонсировали ключевые мероприятия Дня Победы

Холмогорская сосна претендует на звание «Российское дерево года»

В колонии поселка Талаги засверкали «Окна Победы»

Дорожники Поморья начали ремонтные работы еще на трех объектах

Регоператор «ЭкоИнтегратор» поддержал инициативу экологов Архангельской области

Ремонтные работы на Октябрьской стартовали в Северодвинске

На майские праздники количество отходов выросло на треть

В Согре под Верхней Тоймой возводят новую спортплощадку

Глава Северодвинска прошел в резиновых сапогах по самым затопленным участкам города

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

За кражу и побои жительница Пинежья получила 2 года и 2 месяца

В Уне и Котласе обнаружили тела трех погибших

Организаторов наркопритона задержали в Архангельске

В подвале пятиэтажки Северодвинска утром вспыхнул пожар

Шесть огнеборцев выезжали на ночной пожар в Онеге

Флорболисты-северяне вернулись из Фрязино с медалями

Первый этап Кубка РФ по пляжному волейболу прошел в Архангельске

Баскетболисты Архангельска выиграли чемпионат лиги «Золотое кольцо»

Спортсменка из Поморья метнула копье на золотую медаль

В Архангельске рассказали про основные ошибки северной ходьбы

В Архангельске анонсировали традиционный концерт «Великая Победа»

Поморье ознакомят с особенностями музыки легендарного государства

Конкурс хоровых коллективов стартует в Поморье

Выставка в Архангельске раскрывает нюансы деревянного зодчества

Северный русский народный хор выступил в столице Беларуси

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Правовая информация

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru