Новости дня

В Котласе намереваются в ближайшее время достроить детскую поликлинику

Данные по ледоходу в Поморье 28 апреля 2024 года

Данные по ледоходу в Поморье 27 апреля 2024 года

В Архангельске автобусы вновь пройдут по «Маршруту Победы»

Мобильная версия 16+

Понедельник, 29 апреля, 15:26

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/archive/2014/04/07/23164.html

Четверть века - в океане

Четверть века - в океане
seaspirit.ru
Сегодня – День памяти погибших подводников. В этот день ровно четверть века назад погибла новейшая атомная подлодка СССР, носившая имя «Комсомолец».

Ровно четверть века она находится в океане, словно в боевом плавании. Увы, число ее погружений оказалось на одно меньше, чем количество всплытий...

По традиции, в этот день в 17 часов 08 минут, признанных официальным временем гибели «Комсомольца», все корабли Северного флота приспускают Андреевский флаг, а военные моряки чтят память погибших товарищей минутой молчания. Но первая российская субмарина погибла вместе с экипажем ровно век назад. С тех пор число погибших российских-советских подводных кораблей уже почти 140. Часто вместе с экипажами.

Особую боль в этот день испытывает Архангельская область, и конкретно — северодвинцы, жители города корабелов, где построена подавляющая часть и советского, и российского подводного флота. В этот день в городе никто не удивляется заводских гудкам и реву корабельных тифонов, которыми поминают погибших покорителей глубин...

Увы, печальный счет наших погибших подводников был открыт практически 100 лет назад, 29 (16 по старому стилю) июня 1904 года. В этот день во время учебного погружения затонула одна из первых боевых подводных лодок русского императорского флота «Дельфин». Погибли 24 матроса и исполнявший обязанности командира, лейтенант Анатолий Черкасов. 12 человек команды все-таки смогли тогда спастись.

Во время Первой мировой и Гражданской войн (1914-1920 годы) в России погибло 29 подводных лодок; во Вторую мировую войну (1939-1945) — 101. Остальные погибли уже в послевоенное время. Но День памяти погибших подводников отмечается именно по дате гибели «Комсомольца».

Считается, что в мирное время на отечественном подводном флоте наиболее частыми причинами аварий с гибелью личного состава становились пожар или взрыв на борту, а также различные технические неисправности, столкновения или поступление воды в прочный корпус.

АПЛ «К-278» была построена в Северодвинске на Севмаше и спущена на воду в августе 1983 года. Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, который позволял достигать глубины погружения до 1020 метров, подводное водоизмещение 5700 тонн, скорость хода более 30 узлов. На борту лодки находилось шесть торпедных аппаратов. В 1984 году подводная лодка вошла в состав Северного флота.

На этой лодке автору этих строк приходилось бывать не раз. В море на ней не ходил, но, будучи стажером на должность командира дивизиона живучести на лодке другого проекта, доводилось изучать и проект 685 «Плавник», которому относился «Комсомолец» — так полагалось. И, если бы своими собственными руками не держался за поручни трапа этой уникальной атомарины, если бы не ползал по отсекам, изучая матчасть (так у военных называется все подведомственное железо), то как-то по-другому и написал бы о Дне памяти погибших подводников...

В феврале 1989 года приказом Главнокомандующего ВМФ СССР АПЛ «К 278» было присвоенонаименование «Комсомолец». СССР был тогда уже на последнем издыхании, а тут — такое имя. По злой иронии судьбы это имя стало как бы черной меткой для подлодки, она носила его лишь пару месяцев... Чертовщина какая-то.
7 апреля 1989 года в нейтральных водах Норвежского моря, когда АПЛ «Комсомолец» возвращалась с боевой службы на базу в подводном положении, в одном из отсеков возник пожар, отсек полностью выгорел, что привело к разгерметизации систем сжатого воздуха. После всплытия подводной лодки экипаж вел борьбу за живучесть судна в течение шести часов. Однако принятые экипажем меры результатов не дали. Вследствие разгерметизации прочного корпуса, поступления забортной воды и затопления кормовых отсеков «Комсомолец» затонул на глубине 1680 метров в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий.

При катастрофе погибли 42 человека. Многие из моряков не смогли дождаться помощи из-за сильногопереохлаждения в ледяной воде. 33 погибших подводника покоятся на дне Норвежского моря в месте гибели «Комсомольца» и только девять из них похоронены на берегу.

27 моряков были спасены подошедшей плавбазой рыбопромыслового флота СССР. За мужество и героизм все 69 членов экипажа (42 — посмертно) были награждены орденом Красного Знамени.

Об этой страшной аварии с северодвинской подлодкой, случившейся в канун распада могучей советской империи, написано много. Но вес-таки не грех кое-какие моменты и повторить. Тем более, что именно о них говорится вообще-то на удивление редко.

В конструкторском бюро «Рубин» был разработан проект операции по подъему корабля, но воплотить его так и не удалось. Корпус подводной лодки до сих пор находится на дне Норвежского моря на полуторакилометровой глубине. Водолазы с помощью специального состава загерметизировали прямо на дне все потенциально опасные участки погибшего корабля. Расследование морской катастрофы так, по сути, и осталось незавершенным.

Хотя ожидалось, что точку над «i» после гибели «Комсомольца» поставит правительственная комиссия. Но, когда она завершила работу, в прессе появилось лишь краткое сообщение: «...Причиной катастрофы явился пожар в кормовом отсеке подводной лодки. Наиболее вероятно, что он возник из-за возгорания электрооборудования». О гибели этой подлодки написаны книги, многочисленные статьи, но вот четко, однозначно и доказательно никто из авторов так и не говорит, из-за чего же конкретно на исходе СССР погиб суперкорабль...

Тогда, в 1989-м, никто и представить себе не мог, что самый титулованный из мировых подводных кораблей, почетный член всех книг о мировых рекордах погибнет... Суперчудо могучей советской, северодвинской «оборонки», атомная подводная лодка новейшего третьего поколения, единственная (первая и последняя) подлодка проекта 685 «Плавник», будет до сих пор лежать на дне Норвежского моря.

Трагедия у острова Медвежий вызвала бурную и весьма разноречивую реакцию. Быстрее всех отреагировали военные и газетчики. Погибшим воздали почести, экипаж «Комсомольца» наградили, а заместитель начальника аварийно-спасательной службы ВМФ лишился должности. И, увы, началась информационная война между военными и промышленностью!

Не будем приводить все подробности этой настоящей перепалки в советской и зарубежной прессе, чтобы не оскорблять священную память павших. Но это было — на исходе гибели великой империи моряки и корабелы вдруг резко заспорили, кто из них больше виноват в катастрофе. Собственно, споры не прекращены до сих пор! Поэтому давайте лучше помолчим минуту — лучшего для почтения памяти погибших еще никто не придумал...

В районе гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989–1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, чтобы обеспечить радиационную безопасность.

Интересно, что во время подводной экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции на «Комсомольце» отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов. Можно догадаться, что «Комсомольцем» занимались западные специалисты из НАТО...

Ну, что ж, именно дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в России, как День памяти погибших подводников и, наряду с Днем подводника, стала поводом еще раз воздать почести тем морякам, кто до конца сражался за Отечество, и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью...

Но стоит признать: не только наши — советские и российские моряки, с честью умеют выполнять свой долг. Как бы то ни было, но противника надо уважать. Автору этих строк немало лет довелось служить на атомных подлодках Северного флота. И на всю жизнь запомнились слова знаменитого, легендарного советского подводника капитана I ранга Николая Алексеевича Тушина, с которым не раз приходилось бывать в море.

Как-то во время испытаний одной из подлодок северодвинской постройки в середине 80- х на полигоне Баренцева моря за нами увязалась субмарина НАТО. Ситуация привычна всем подводникам со времен начала подводной холодной войны, которая, к слову сказать, до сих пор так и идет. Лодки, в первую очередь для отработки учебных задач, подолгу преследуют друг друга, трепля друг другу нервы.

Итак, на второй неделе бешеных подводных гонок, когда наш экипаж уже, грубо говоря, офонарел от постоянных учебных тревог, от частой смены глубины, курса и скорости (полагалось оторваться от слежения), кто-то из офицеров на центральном посту в сердцах выругался семиэтажным матом: вот, мол, империалисты проклятые, так их растак...

Это услышал Николай Алексеевич Тушин, старший на борту заместитель командира северодвинской бригады строящихся кораблей. И при всех, не стесняясь (хотя вроде бы так не полагается) жестко распек выругавшегося на НАТОвцев офицера: «Они не виноваты, что родились в США, а не в СССР!». Эта фраза советского аса подводного флота запомнилась навсегда. И уж не затаите обиды, друзья-коллеги, как бы то ни было, но профессия подводника опасна не только для российских моряков...

Ну и в заключение — памятные строки из известной подводницкой песни «Девятый отсек». Может, она и не вписывается в формат некой «официальщины», но ее в экипажах наших подлодок поют до сих пор.

 

Встаньте все, кто сейчас водку пьет и поет,

Замолчите — и выпейте стоя...

Наш подводный, ракетный, наш атомный флот

Отдает честь погибшим героям!

Андрей Михайлов, 7 апреля 2014 09:12

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

В Архангельске автобусы вновь пройдут по «Маршруту Победы»

Память погибших в радиационных авариях и катастрофах почтили в Архангельске

Акция «Георгиевская ленточка» стартовала в Поморье

Сотрудники ИК-21 в Иксе провели урок памяти для старшеклассников

Глава Поморья возложил венок к монументу Победы в Минске

В Котласе намереваются в ближайшее время достроить детскую поликлинику

Данные по ледоходу в Поморье 28 апреля 2024 года

Данные по ледоходу в Поморье 27 апреля 2024 года

В Холмогорском округе провели ледовзрывные работы с задействованием вертолета

В Красноборске завершается возведение дома для переселенцев

Глава Северодвинска прошел в резиновых сапогах по самым затопленным участкам города

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

Около 3 килограммов наркотиков изъяли стражи порядка в Архангельске

Жительница Пинежья получила условный срок за истязание дочери

В Архангельске насмерть разбился 28-летний рабочий

Северодвинка перевела жуликам с телефона соседки порядка 1 000 000

Вечером в поселке Луковецкий начался резкий подъем воды

Тридцать шесть медалей завоевали тхэквондисты Поморья в Казани

Проект «Регби за забором» в одной из колоний Поморья назвали лучшим в России

«Поморочка» одержала победу на первенстве РФ по флорболу

В Поморье завершились состязания по стрельбе из боевого оружия

К чемпионату СЗФО по боксу готовятся в Архангельске

Северный русский народный хор выступил в столице Беларуси

В Старинном особняке Архангельска откроют новую выставку

В Архангельске подошла к концу «Танцевальная фольклориада»

В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»

В Архангельске состоялась гала-премьера «Песен Поморья»

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Правовая информация

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru