В результате на пусковой установке погибло 48 военнослужащих, а более 40 получили ранения. Следует отметить, что при стартах РН «Восток-2М» с Байконура и Плесецка была только одна авария и два несостоявшихся пуска, а с 1970 по 1980 гг. — ни одного подобного ЧП.
Очередной пуск ракеты-носителя «Восток-2М» с космическим аппаратом был запланирован на 21 час 18 минут 18 марта 1980 г. с пусковой установки № 4 (площадка 43). Накануне РН была установлена в стартовом сооружении и прошла без замечаний автономные и генеральные испытания. В соответствии с технологическим графиком началась заправка компонентами ракетного топлива.
Первыми были заполнены баки горючего, а затем в 18.05 началась заправка жидкого кислорода. Один раз она приостанавливалась в связи с появлением течи жидкого кислорода в стыке наполнительного соединения и заправочного клапана третьей ступени. Подобное случалось и раньше, т. к. этот узел заправочной магистрали никогда не славился герметичностью.
На пятую площадку фермы обслуживания был доставлен необходимый инструмент, но каких-либо действий по устранению течи не предпринималось. В 18 часов 20 минут заправка возобновилась, а истекающий кислород по самодельному желобу из фольги отводился в сторону от ракеты.
К моменту окончания заправки окислителем третьей ступени, когда в 18. 57 заправочные насосы перешли на малый расход, течь кислорода стала очень маленькой и практически прекратилась. В 19.01 18 марта 1980 г. яркая вспышка осветила местность, и море огня охватило всю пусковую установку. За 30 секунд серия из трех или четырех взрывов полностью уничтожила ракету. Образовавшаяся смесь из 73 т керосина и 179 т жидкого кислорода превратила стартовый комплекс в огненный ад — в жидком кислороде горел даже металл!
В это время на своих рабочих местах в соответствии со штатным расписанием находился 141 человек.
Тогда, в 1980 году государственная комиссия причиной аварии назвала неправильные действия боевого расчета, готовившего пуск. Лишь спустя 20 лет этот вывод признали ошибочным и военные были реабилитированы.
Основная сложность в расследовании причин катастрофы заключалась в отсутствии прямых свидетельств о месте и причинах катастрофы. Поэтому свои версии рабочие группы строили, опираясь на результаты опроса уцелевших номеров боевого расчета и очевидцев катастрофы, многие из которых находились на достаточно большом удалении от пусковой установки. По визуальным наблюдениям большинства (более 80%) очевидцев катастрофы, в начальный период возникла вспышка в районе третьей ступени ракеты. Затем через 3-7 секунд произошел взрыв ниже нулевой отметки, после чего возник общий пожар на пусковой установке, сопровождавшийся взрывами. Разрушение ракеты носило столь скоротечный характер, что от боевого расчета не было получено ни одного сигнала тревоги. Только капитан А. Кукушкин успел крикнуть по шлемофонной связи: «Снять напряжение с борта!».
Было выдвинуто несколько версий. Больше всего их оказалось в группе, объясняющей начало катастрофы взрывом перекиси водорода в нижней части ракеты. Перекись водорода — крайне неустойчивое химическое соединение, и любая соринка или использование нештатных материалов могут вызвать взрывообразное ее разложение с выделением большого количества чрезвычайно-активного, раскаленного до 9600С атомарного кислорода, способного воспламенить все, что может гореть.
К сожалению, приходится констатировать, что во время работы комиссии не были всесторонне и до конца изучены различные спорные моменты. Так, например, для устранения течи кислорода на площадку обслуживания доставили необходимый инструмент и мокрую ткань, но достоверно установлено, что пока шла заправка, ткань для устранения течи не применялась. В то же время были найдены фрагменты ракеты, указывающие, что первый взрыв произошел в нижней ее части, в районе бака перекиси водорода центрального блока.
В конечном итоге правительственная комиссия решила, что причиной катастрофы стал «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета». Те, кто мог это опровергнуть, погибли вместе с ракетой.
Только через год после катастрофы удалось установить, что причиной взрыва 18 марта 1980 г. были фильтры перекиси водорода, технология изготовления которых была изменена. Неизвестно, то ли в результате профессиональной некомпетентности, то ли из-за равнодушия или халатности, но работники КБ общего машиностроения незадолго до трагических событий предписали(!) использовать для производства фильтров каталитически активные материалы. Это и привело к тому, что в тот злополучный день разложение перекиси водорода началось в наземных магистралях и завершилось взрывом на борту ракеты. Но чтобы полностью доказать это, понадобилось почти 16 лет и титанические усилия ветеранов космодрома.
С тех пор каждый год этот день на космодроме «Плесецк» считается днем памяти и скорби. И сегодня представителя руководства космодрома, администрации Мирного, ветераны космодрома посетят мемориал, где помянут память погибших военнослужащих.