Конечно, динамика выглядит внушительно. Но если сопоставить 400 тыс. граждан с 65 млн россиян, вовлеченных в розничное кредитование, получится, что количество знающих свою кредитную историю заемщиков не превышает 1%. Столь низкая доля жителей нашей страны, интересующихся этим значимым документом, фактически характеризующим финансовую репутацию человека, безусловно, явление временное. Ожидается, что в 2014 году количество обращений к этой информации возрастет, сообщает ИТАРР-ТАСС.
Предпосылок много. Первая — все большее количество российских банков диверсифицируют условия кредитования в зависимости от качества кредитной истории. То есть любая негативная запись в документе оборачивается для его владельца ростом ставки, уменьшением суммы кредита, а то и полным отказом. Естественно, такое положение дел обязывает заемщиков в обязательном порядке проверять свои кредитные истории перед обращением за кредитом, а в процессе обслуживания долга — регулярно контролировать внесение записей в кредитную историю.
Вторая предпосылка — значимость кредитной истории выходит за рамки кредитного рынка. В соответствии с изменениями в законе «О кредитных историях», вступающими в силу с 1 июля 2014 года, с кредитной историей могут знакомиться не только кредиторы, но и другие организации, нуждающиеся в проверке финансовой благонадежности человека. Например, при приеме на материально ответственную должность работодатель будет вправе проверить своего будущего сотрудника. При продаже товаров или услуг в кредит поставщик также сможет проверить своего покупателя. А это дополнительный стимул для гражданина выполнять свои обязательства точно в срок и контролировать свою кредитную историю.
Довольно неуклюжей попыткой решения задачи по повышению доступности кредитных историй для населения, безусловно, можно считать внесение поправки в закон «О кредитных историях», обязывающей бюро кредитных историй выдавать кредитные истории заемщикам бесплатно в день обращения в своем офисе. Простой арифметический подсчет позволяет спрогнозировать, что даже для удовлетворения текущих объемов запросов населения бюро кредитных историй придется открывать офис со штатом более чем 100 специалистов, в чью задачу будет входить только верификация заемщиков, обработка запросов и предоставление им кредитных историй. Если прибавить к этому персонал, необходимый для обеспечения их работы, получится практически утроение существующего штата бюро. Нетрудно предположить, что эти затраты сначала лягут на плечи кредиторов, а затем будут переложены на плечи их заемщиков.
Основной недостаток такого сценария заключается в том, что, в каком бы городе бюро ни открыло свой офис, обделенными окажутся жители других регионов России. То есть, упростив жизнь москвичам, авторы поправки к закону автоматически усложнят жизнь жителям Новосибирска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, не говоря уже о сотнях небольших городов и населенных пунктов.
Действительно, кратная динамика выдачи кредитных отчетов населению в последние годы является не только следствием роста интереса граждан к информации. Это результат планомерной и, как показывают цифры, эффективной работы НБКИ и банков. Сегодня жители практически любого населенного пункта, в которых есть отделения банков-агентов, НБКИ могут за 5 мин. получить свою кредитную историю и, что не менее важно, консультацию квалифицированного банковского специалиста.
Такой путь обеспечения доступа населения к кредитной информации выбран неслучайно. НБКИ совместно с Ассоциацией российских банков (АРБ) и Банком России провело широкомасштабное федеральное исследование отношения граждан к банкам и финансовым услугам. В том числе и к кредитным историям. Самым популярным ответом на вопрос «Где бы вы хотели получать свою кредитную историю?» оказался «В банковском отделении». Так ответили 38% респондентов. «В офисе бюро кредитных историй» пожелали получать историю всего 11% опрошенных.