Архангельские поморы в преддверии январских праздников призывают земляков и всех россиян праздновать основной Новый год не в январе, а в сентябре. Об этом «Двине-Информ» сообщил член президиума Совета национальностей Архангельска и Архангельской области, член Национального культурного центра «Поморское Возрождение» Анатолий Беднов.
По его словам, дни зимнего Рождественского Поста — не время для пьянства и чревоугодия, однако каждый год миллионы россиян нарушают традиции своих древлеправославных предков, отмечая обильным застольем и алкоголем встречу европейского Нового года 1 января.
В данном случае европейская традиция Нового года, которую внедрил своим указом 1700 года царь Петр I, разрушает нашу православную, русскую. У европейцев Рождество предшествует новогоднему празднику, и католики в это время не постятся. А православные после переноса Нового года с сентября на январь, отмечают европейский Новый год до православного Рождества. Поэтому совершают всенародный грех, если встречают Новый год обильными закусками, и нелепым для Рождественского Поста буйным алкогольным веселием.
Истинные поморы, подчеркнул Анатолий Беднов, как и их предки, и в наши дни отмечают Новый год не в январе, а осенью, в сентябре. Январский Новый год поморы отмечают, но лишь как знаменательную календарную дату официального летоисчисления, но не как время для чревоугодничества и хмельных застолий.
А настоящим праздником Нового года считают сентябрьское Новолетие. И призывают забывших об этом россиян присоединиться к сохраняемой поморами традиции осенней встречи Нового года.
Истинный православный русский Новый год (Новолетие) наступает 14 сентября по новому стилю. В это время никакого поста и соответствующего запрета нет. В отличие от январского Нового года, празднующим встречу осеннего Новолетия можно пить хмельные напитки и есть любую пищу. Сентябрьское Новолетие в Поморье — это ежегодный праздник урожая, окончания рыбных промыслов и морской торговли, когда поморы возвращались домой и привозили много заморского товара для продажи. В поморских деревнях люди родней на Новолетие ездили на ярмарку в Архангельск, ходили в гости, варили пиво из зерна свежего урожая, пекли первый хлеб, ковриги из пророщенного сладкого зерна, собирались за столами, если свежую рыбу и мясо.
Очень важное обстоятельство: 14 сентября в День наступления Новолетия на протяжении столетий в Поморье начиналась Новогодняя сентябрьская Маргаритинская ярмарка, к тому же — это единственная в истории России морская ярмарка (даже в морском городе Питере не было ничего подобного), и первая новогодняя ярмарка.
Празднование наступления Новолетия в Архангельске продолжалось не один день, а в течение всей Маргаритинской ярмарки. Например, именно во время новогодней Маргаритинской ярмарки поморы отмечали древний Городовой день Архангельска 19 сентября Михальшшину (День чуда Архистратига Михаила, покровителя города Архангельска), когда поморы собирались на пиры — братчины. В частности, этот обычай проведения пивной братчины северных лоцманов описывает в своем рассказе «Корабельные вожи» поморский писатель Борис Шергин.
Заимствованный не так давно россиянами китайский обычай отмечать года животных (например Год лошади) — это искажающее русские обычаи неоязычество, поклонение чуждым православию духам чужих, враждебных России народов. Да и «русский» Дед Мороз со Снегурочкой — это неоязычество в чистом виде, ведь оба эти персонажа были придуманы богемой 19 века.
Интересно, что разукрашенная по языческим обычаям елка была заимствована Петром I у немцев, которые не раз в истории выступали врагами России; до этого на Руси не вырубали в массовом порядке молодые елочки накануне Рождества, сберегая тем самым отечественные леса. Православные русские поклонялись не срубленному лесному дереву, а Честному Древу — Кресту, на котором был распят Спаситель. Украшать же дерево принято у тех народов, которые сохранили языческие обряды — скажем, ненцы на Канине повязывают ленточки на ветвях деревьев в священных местах, оставляют в качестве жертвоприношения монеты, различные предметы быта и т.д. У поморов же существуют свои этнокультурные традиции, неразрывно связанные с Поморским Древлеправославием.
Поистине верхом неестественного смешения традиций — увенчивать рождественско-новогоднюю елку пятиконечной звездой (т.е. масонской пентаграммой), служившей средневековым алхимикам для вызова темных духов (см. И.В. Гёте «Фауст»). Ведь Православная Рождественская звезда — восьмиконечная.
Поморская общественность еще в начале 1990-х добивалась, чтобы архангельская церковь Николая Чудотворца (1904 г. постройки) была возвращена православной общине. В советское время местные чекисты и пограничники использовали Никольский храм в Архангельске под свой клуб, а потом, в период перестройки, несмотря на просьбы верующих вернуть церковь народу, сдали её в аренду комсомольцам под кинозал, в котором в 1990-е крутили порнофильмы.
Архангельские поморы не только инициировали в СМИ кампанию по возвращению храма верующим, но и проводили в нем субботники, разобрав клубную сцену и очистив церковь от накопившихся нечистот и мусора.