В Архангельской области действует самое большое количество пригородных железнодорожных маршрутов в СЗФО
Взаимоотношения правительства Архангельской области и структур холдинга РЖД обсудили на пресс-конференции, состоявшейся в агентстве по печати и СМИ.
На минувшей неделе в региональных СМИ появилась информация о намерении железнодорожников сократить количество пригородных поездов, функционирующих в Архангельской области. С таким заявлением на новостных лентах Поморья выступил заместитель генерального директора «Северной пригородной пассажирской компании» (СППК) Андрей Шеленков.
О том, как ситуация обстоит на самом деле, журналистам рассказали заместитель губернатора по инфраструктурному развитию Алексей Алсуфьев, руководитель агентства по транспорту Дмитрий Деарт и глава областного агентства по тарифам и ценам Виктор Иконников.
Открывая встречу, Алексей Алсуфьев пояснил, что оператором по пригородным перевозкам в регионе сегодня является дочерняя структура ОАО «РЖД» — СППК.
«Северная пригородная пассажирская компания в очередной раз в одностороннем порядке заявляет, что из-за убытков, которые образуются в результате ее деятельности на территории региона, в Архангельской области будет сокращено количество пригородных поездов. На протяжении последних полутора лет эта тематика волнообразно и циклично возникает в пиковые сезоны — каждую весну и осень. И мы намерены выяснить, на каком основании СППК собирается нарушить договорные отношения, закрепленные соглашением, действующим до конца 2013 года. Заявили остроту проблемы — приезжайте, предоставляйте документы, вместе сядем и посчитаем. Если субсидии действительно не хватает, будем искать дополнительные деньги, но поезда сокращать не дадим! Если же цифры не сходятся, то, будьте добры, обеспечить исполнение подписанного соглашения», — подчеркнул заместитель губернатора .
Алексей Алсуфьев добавил, что СППК представляет региону суммы выпадающих доходов, которые возмещаются из областного бюджета. Но, по оценке правительства региона, сегодня их объем в разы отличается от убытков СППК, проверенных областным агентством по тарифам и ценам.
В 2012 году в Поморье действовал 61 пригородный поезд, сегодня — 55. По словам заместителя губернатора, позиция региона принципиальная и жесткая: где есть альтернатива автомобильного сообщения, количество и маршрутность поездов уже максимально оптимизированы без ущерба для жителей области. Но там, где не ходят даже автобусы, допускать сокращение поездов областное правительство не позволит. Иначе северяне, в том числе дети, студенты, маломобильные группы граждан, пенсионеры вообще останутся без транспортного сообщения.
Ситуацию по расчетам региона с СППК детализировал Дмитрий Деарт:
«В 2011 году из областного бюджета железнодорожники получили 48,5 миллиона рублей. В 2012 году размер субсидии вырос до 100 миллионов рублей. В 2013 году сумма осталась прежней — 100 миллионов рублей, к тому же СППК дополнительно получила из средств областного бюджета еще 3,7 миллиона рублей на перевозку школьников и студентов».
Еще порядка 30 миллионов рублей компания получит за счет повышения тарифов для населения.
О тарифном регулировании в отношении монополиста журналистам рассказал Виктор Иконников. Он напомнил, что последнее повышение тарифов на проезд в пригородных поездах в Поморье произошло 1 ноября 2013 года. В результате рост тарифов составил один рубль за зону, целесообразность такой меры подтверждается экономическим обоснованием.
«По расчетам нашего агентства доходы от новых тарифов и субсидия региона в размере 100 миллионов рублей компенсируют расходы СППК. Но запросы железнодорожников значительно выше расчетов агентства. Они предлагают повысить выделяемую субсидию более чем в два раза. В эквиваленте тариф на проезд за одну зону необходимо поднять как минимум вдвое. Мы считаем это требование необоснованным и главный камень преткновения здесь — непрозрачность расходов компании», — подчеркнул Виктор Иконников.
Чистая прибыль РЖД за 2012 год — 14 миллиардов, из них 3,2 миллиарда — прибыль от предоставления услуг локомотивной тяги.
По словам Виктора Иконникова, речь идет, прежде всего, об арендной плате СППК за использование подвижного состава, который железнодорожники по сути арендуют сами у себя — в ОАО «РЖД» (при это являясь дочерним предприятием холдинга). В то же время, по информации СППК, 80 процентов расходов компании приходится именно на аренду подвижного состава и поездных бригад.
Сегодня у СППК есть только управленческий аппарат и штат кассиров, все остальное (вагоны, составы, пути, вокзалы) используется по договорам с РЖД, причем по тем ставкам, которые установлены непосредственно самим монополистом.
Правительству области о намерениях топ-менеджеров железной дороги о сокращении пригородных поездов стало известно только 11 ноября. В агентство по транспорту пришло письмо о том, что СППК ждет от области глобальную финансовую поддержку, а в случае отказа — оставит жителей глубинки без железнодорожного (а в некоторых местах это значит — вообще без какого-либо) сообщения с населенными пунктами области.
По итогам работы за 9 месяцев 2013 года СППК предъявляет к оплате убытки в размере 229,07 миллиона рублей. Аппетиты монополиста на 2014 год с учетом острейшего дефицита бюджета и вовсе неподъемные — 367,8 миллиона рублей.
В этой связи Дмитрий Деарт привел несколько примеров:
«Для сравнения скажу, что региональная субсидия на всё авиасообщение в Архангельской области ежегодно составляет 85 миллионов рублей. Ситуация, когда субъекты РФ становятся заложниками запросов РЖД, характерна для всех регионов России. В каждом идут по своему пути, порой, бескомпромиссному. Например, власти Вологодской области полностью отказались компенсировать затраты на перевозки из своего бюджета. В результате стоимость проезда в пригородном поезде в этом регионе выросла в разы».
Рассчитывая на поддержку области, СППК должна представить в агентство по тарифам и ценам прозрачные сведения о выпадающих доходах, чтобы специалисты смогли оценить уровень этих затрат. Сегодня такой информацией правительство области не владеет, как и власти других субъектов РФ, которые осуществляют оплату выпадающих доходов структур РЖД.
Подводя итог пресс-конференции, Алексей Алсуфьев отметил, что региональное правительство готово работать с СППК, но не посредством громких заявлений в СМИ, а путем конструктивных переговоров, сообщает пресс-служба правительства Архангельской области.