Об этом на встрече с журналистами региональных СМИ заявил первый заместитель генерального директора ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» Андрей Шеленков.
«Пригородные железнодорожные перевозки являются социально значимым, но убыточным видом деятельности во всем мире, в мировом масштабе они дотационные. По законам Российской Федерации организация пригородных пассажирских перевозок находится в пределах полномочий субъектов РФ. Региональные власти вправе регулировать количество пригородных маршрутов, поездов и вагонов, устанавливать тарифы на проезд в пригородных поездах ниже себестоимости, но при этом обязаны компенсировать убытки, которые несет ППК в результате тарифного регулирования. Поэтому, чтобы сохранить необходимый объем пригородных перевозок, регионам необходимо заложить целевые средства в местном бюджете в полном объеме. Однако ситуация с компенсацией убытков выглядит иначе», — говорит Андрей Владимирович.
По его словам, за 9 месяцев 2013 года размеры убытков, понесенных компанией на пригородных пассажирских перевозках в Архангельской области, составили более 129 млн рублей (с учетом поступивших субсидий в размере 100 млн руб.).
В бюджете Архангельской области на 2013 год предусмотрены субсидии в размере 100 млн руб., при плановой сумме убытков 241,6 млн руб. (с учетом субсидий).
«В этих условиях наша компания теряет возможность платить за инфраструктуру и аренду подвижного состава, выплачивать заработную плату работникам, — сказал Андрей Шеленков. — Руководством компании разработана программа по сокращению расходов, в рамках которой вынужденной мерой может стать сокращение количества пригородных поездов и уменьшение их составности (количество вагонов — прим. редакции) уже в ноябре 2013 года».
Архангельская область — второй регион в поле деятельности ОАО «СППК» по количеству перевезенных пассажиров. Власти региона осуществляют заказ на 55 пригородных поездов. В течение 9 месяцев 2013г. этими поездами было перевезено более 1 млн 554 тыс. человек. Ежегодно в пригородном пассажирском сообщении на территории Архангельского региона железнодорожным транспортом перевозится порядка 3 млн человек.
В целом же по итогам работы за III квартала 2013 года ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» перевезено 9 млн 152 тыс. 765 пассажиров.
Представитель СППК отметил, что предварительные переговоры с министерством транспорта и связи Архангельской области уже проведены. Региональная власть понимает всю важность как самих перевозок на «пригородке», так и финансовой проблемы и намерена заняться разработкой долгосрочной программы развития железнодорожного транспорта в Архангельской области.
«Эта программа должна определять размеры движения строго с заказом на долгосрочную перспективу, минимум на 5 лет, а лучше — на 15-летний срок, договора тоже должны формироваться минимум на 5 лет, потому что на более короткий срок инвестиции сторонним инвесторам не интересны, — считает Шиленков. — Создание такой программы позволит компании создать лучшие условия для организации перевозочного процесса, купить другой подвижной состав на условиях лизинга или кредитования, что позволит также удешевить процесс перевозки. Если все это не произойдет, мы будем вынуждены существенно сократить размеры движения».
Но это крайняя, вынужденная мера и железнодорожники надеются на конструктивный подход региональной власти к проблеме пригородных пассажирских перевозок. «Пока же подвижек со стороны правительства Архангельской области, да в принципе и любого другого региона, мы не видим», — заключил участник встречи с представителями СМИ.