Особое значение в решении этих задач имеет Северный морской путь, соединяющий европейскую часть России и дальний Восток.
Рассказывая о роли Архангельской области в использовании Севморпути, заместитель руководителя регионального агентства по транспорту Михаил Мартынов особо отметил необходимость строительства нового глубоководного района порта: «В настоящее время морской торговый порт может принимать суда грузоподъёмностью до 30 тысяч тонн только в районе «Экономия». Давно понятно, что порт с ограниченными глубинами не имеет перспектив для массовой перевозки экспортных грузов, которые рентабельны только при судовых партиях в 70 тысяч тонн».
По словам замруководителя агентства, новый порт планируется вывести за пределы рукавов Северной Двины, чтобы выход в открытое море был простым и коротким для судов. Это сократит затраты на дноуглубление, услуги портовых ледоколов и лоцманскую проводку.
Новый глубоководный район порта сможет принимать суда дедвейтом (полная грузоподъемность судна, выражаемая для торговых судов в весовых метрических тоннах) 75 тысяч тонн и перерабатывать порядка 30 миллионов тонн грузов в год.
Протяжённость подъездной железной дороги составит 55 километров, автомобильной — 45 километров. Ещё один плюс: в Белом море замерзают только заливы, в остальной акватории всю зиму наблюдается дрейфующий лёд, что позволяет судам соответствующего ледового класса осуществлять самостоятельное плавание. Этой возможностью уже несколько лет успешно пользуются танкеры, вывозящие из Архангельска нефтепродукты.
Также Михаил Мартынов акцентировал внимание участников форума на том, что Архангельск является ключевым пунктом при строительстве железнодорожной магистрали «Белое море — Коми — Урал» (Белкомур), сообщает пресс-служба правительства Архангельской области.