Зачастую заведомо сложные и затянутые процедуры банкротства приводят к ситуациям, когда работники, даже обратившись в суд с иском о взыскании заработной платы и добившиеся вынесения судебного решения в свою пользу, длительное время не могут получить заработанное.
Специфика таких ситуаций заключается в том, что данная проблема является массовой и приобретает со временем длящийся характер. Масштабы «массовости» нарушений усиливаются тем, что из-за невыплаты заработной платы страдают не только сами работники, но и члены их семей, включая несовершеннолетних детей. Нередко в такую ситуацию попадают предприятия, являющиеся градообразующими в тех или иных населенных пунктах. В этой связи количество «фактически потерпевших» и социальная значимость данной проблемы многократно возрастает.
К сожалению, из года в год ситуация не меняется, количество обращений граждан к Уполномоченному по данной проблеме не уменьшается. Только в истекшем году в адрес Уполномоченного поступили обращения от работников таких предприятий-банкротов, как: МУП ЖКХ «Бобровское», ООО «Торн»; ООО «Комсервис-Водоканал»; ООО «ЛХК Концегорский»; ООО «Мезенский ЛДК» и др. Содействие, оказываемое Уполномоченным в данной ситуации, возможно исключительно во взаимодействии с контрольно-надзорными органами.
Одной из наиболее сложных стала ситуация с массовым нарушением прав работников на своевременную выплату заработной платы и иных выплат в ОАО «СЛТ «Лесозавод № 3» и ОАО «Северодвинское ПАТП». Были приняты необходимые меры, направленные на погашение задолженности по заработной плате и социальным выплатам, в суд направлены соответствующие требования.
Особую озабоченность вызывает растущее количество случаев невыплаты заработной платы при банкротстве муниципальных унитарных предприятий. В Архангельской области число таких предприятий росло в кризисный период, но, к сожалению, до сих пор их количество не имеет тенденции к снижению. В настоящее время из всех предприятий на территории области, имеющих задолженность по заработной плате, около 35% — это муниципальные унитарные предприятия, признанные банкротами.
Следует признать, что вопрос защиты прав работников в условиях несостоятельности (банкротства) работодателя остается проблемным не только для Архангельской области, но и для России в целом. Основной причиной создавшейся неблагоприятной ситуации является несовершенство законодательства о несостоятельности (банкротстве), которым недостаточно полно сформулированы и раскрыты подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере организации и применения труда в условиях несостоятельности (банкротства) работодателя. В этих условиях Любовь Анисимова видит свою работу не только в содействии разрешению конкретных ситуаций, но и в совершенствовании нормативной правовой базы, регулирующей эти правоотношения.
Поэтому Уполномоченный на протяжении 2009-2013 годов неоднократно обращалась с предложениями по вопросу необходимости совершенствования действующего законодательства в целях защиты прав работников в условиях банкротства работодателей к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в Минэкономразвития России, в Минздравсоцразвития России, в Федерацию Независимых Профсоюзов России, к Уполномоченному по правам человека в РФ.
В результате Уполномоченному по правам человека в Архангельской области еще в 2009 году была представлена информация о том, что в связи с необходимостью введения механизма защиты прав работников на вознаграждение за труд в условиях банкротства Минэкономразвития России совместно с Минздравсоцразвития России была разработана Концепция проектов федеральных законов, предусматривающих создание системы государственного гарантирования материальных прав работников в случае возбуждения дела о банкротстве в отношении работодателя. Однако в связи с необходимостью привлечения значительных средств для финансирования системы обязательного государственного гарантирования материальных прав работников в условиях экономического кризиса было принято решение вернуться к рассмотрению этих вопросов в 2013 году.
Вопрос о необходимости разработки механизма обеспечения выплаты заработной платы работникам при банкротстве работодателя был поднят на состоявшейся в августе 2012 года встрече Президента РФ с региональными уполномоченными по правам человека, по итогам которой дан ряд поручений.
В настоящее время Минтрудом России разработан проект федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя».
Законопроект направлен на введение дополнительных гарантий для работников в части получения задолженности по заработной плате в случае банкротства работодателя. В этих целях вводится новый вид обязательного социального страхования — на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя. Указанное страхование представляет собой вид обязательного социального страхования, устанавливающий механизмы страховой защиты работающих граждан от риска утраты причитающейся им заработной платы при недостаточности имущества работодателя в случае его банкротства.
Принятие законопроекта позволит улучшить социальное положение граждан и повысить гарантии защиты прав работников путем выплаты им части задолженности по заработной плате в случае неплатежеспособности работодателя до завершения соответствующей процедуры банкротства.
Кроме того Государственной Думой РФ в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы), разработанный в целях повышения эффективности защиты трудовых прав работников в случае банкротства работодателя.
В целях стимулирования недобросовестных работодателей к своевременной выплате заработной платы под риском банкротства законопроектом предлагается наделить работников правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, а работодателя обязать обращаться в арбитражный суд о признании его банкротом при наличии не погашенной свыше трех месяцев задолженности по заработной плате «по причине недостаточности денежных средств».
Кроме того, предлагается внести изменения в очередность удовлетворения требований кредиторов, а также внести изменение в статью 4.5 КоАП РФ, увеличивающее срок, в течение которого может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении за невыплату заработной платы — до одного года со дня его совершения (сегодня он равен двум месяцам).
Очевидно, что принятие положений, предусмотренных законопроектом, будет способствовать предупреждению возникновения задолженности по заработной плате, позволит осуществить выплаты большему количеству работников в случае недостаточности средств, повысит эффективность мер административной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы.