Работы провели специалисты всероссийского художественного научно-реставрационного Центра имени академика И.Э. Грабаря. Об этом сообщили «Двине-Информ» в Кенозерском национальном парке.
Грани «небес» Георгиевской церкви хранятся в выставочном центре «Рухлядный амбар» в деревне Вершинино, где и проходил, в течение лета, процесс реставрации. По словам главного хранителя музейного фонда Кенозерского национального парка Анны Анциферовой, художники-реставраторы Ирина Тяпкина и Сергей Субочев произвели удаление загрязнений, накопившихся на гранях за долгие годы, восстановили повреждённую древесину, провели удаление покровной плёнки, произвели нанесение реставрационного грунта, склейку досок основы, установили прижимные струбцины и стяжки.
Также будут отреставрированы угловые грани и центральный медальон с изображением. Этот этап реставрации запланирован на следующий год, работы будут проходить в Москве. Завершится реставрация осенью 2014 года.
Время создания расписного «неба» Георгиевской церкви датируется серединой XIX века. «Небо» сoхранилось полностью, за исключением трёх угловых граней. Материал — дерево, левкас, темпера, масло. По мнению доктора искусствоведения, заведующей отделом древнерусской живописи ГМО «Художественная культура Русского Севера» Татьяны Кольцовой, стилистические особенности позволяют приписать «небеса» кисти Павла Георгиевича Максимова (1800 — 1855), крестьянина деревни Екимовской Мондинского прихода Нижнемудьюжской волости Онежского уезда. Его искусство было связано с традициями известной иконописной артели И. И. Богданова — Карбатовского, работавшей во второй половине XVIII века в Поонежье. Максимов выборочно использовал иконописные образцы из наследия артели. В то же время он работал в новых, более упрощенных технологиях иконописи, свойственных XIX веку: использовал клеевой грунт, наряду с темперой работал в техники масляной живописи. Лики писал плотными, пастозными масками, активно используя масляные белила. Все эти особенности свойственны и живописи «неба» в Георгиевской церкви.
Потолок основного зала состоит из восьми радиальных граней. В центральное медальоне написан образ Вседержителя, на восточной грани — традиционное Распятие с предстоящими святыми. В верхней части граней вокруг центрального кольца — слова, составляющие ангельское песнопение, восхваляющие Бога. На угловых треугольных гранях находились изображения трубящих ангелов.
«Небеса» с из обращением апостолов известны только в Кенозере. Исключение составляет лишь небо Ильинской церкви города Белозерска, сохранившие аналогичную программу росписи. Апостолы на Порженском озере представлены в развороте, в молельном движении, которое начинается от грани, направленной к западной стене: в стороне находятся апостолы Фома и Филипп. Шествие апостолов направленно к востоку, завершается композицией Распятие, расположенной над иконостасом. На грани «Распятие» присутствуют отличительные элементы позема (овальные кочки, окруженные травой), свойственные только иконописцам артели И. И. Богданова — Кабатовского.