История дошкольного воспитания и образования в России берет свое начало в 1863 году, когда Аделаида Семеновна Симонович открыла первый в Российской Империи детский сад. Это знаменательное событие состоялось 27 сентября — в современный День воспитателя и всех дошкольных работников.
В Архангельске начало развития дошкольного образования положило открытие на частные пожертвования в 1903 году яслей по присмотру и уходу за детьми.
В государственном архиве Архангельской области имеются сведения о детском саде, открытом в 1912 году при евангелическо-лютеранской церковно-приходской школе Архангельска. Детский сад был платный и осуществлял работу два часа в день по подобию школьной системы — учебные предметы, урочная система обучения.
На начало XX века в Архангельской губернии было 3 детских сада, а население Архангельского Севера не видело необходимости в дошкольном образовании, отдавая предпочтение семейному воспитанию.
Ситуация изменилась после 1917 года. Организация системы дошкольного образования проходила в тяжелых условиях.Последствия гражданской войны особенно отозвались на детях, многие из которых осиротели. Становление дошкольного образования на Севере осуществлялось через организацию детских площадок для детей дошкольного возраста. Площадки явились прототипом дошкольных учреждений, и, как следует из архивных документов, организовывались с целью «дать летом беспризорным детям улицы разумные занятия и развлечения под руководством руководителей» и обслуживали детей «пролетариата и деревенской бедноты».
Вторая мировая война, обрушившаяся на мирное население советских городов и сел, предъявила свои требования к дошкольным учреждениям. В первые же дни войны, несмотря на огромные расходы на военные нужды, правительство отпускает дополнительные ассигнования на развертывание сети дошкольных учреждений. Создаются вечерние и круглосуточные группы, детские сады предприятий в большинстве случаев работают без выходных. Только за первые два года войны в Архангельской области открыто 150 детских садов. Контингент увеличен с 16390 человек до 31554 человек, то есть почти в 2 раза. Условия работы в дни войны коренным образом изменились, все было подчинено фронту. Но и в этих трудных условиях работники дошкольных учреждениях старались обеспечить детей чистым, светлым, теплым и уютным помещением, материалами для игр и занятий.
Современное дошкольное образование в Архангельске сегодня — это 73 образовательных учреждения, реализующих образовательные программы дошкольного образования, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Как отметила директор департамента образования Татьяна Огибина, система дошкольного образования Архангельска не стоит на месте и продолжает достаточно динамично обновляться и развиваться. За прошедший год дополнительно открыто 390 мест. Часть новых мест создана, в том числе, за счет рационализации действующей сети. Охват дошкольным образованием только за последние три года увеличился на 8,5%. Положительным результатом можно считать тот факт, что численность детей, зарегистрированных в очереди для дальнейшего определения в дошкольное образовательное учреждение, несмотря на увеличение рождаемости, c 2012 года не возрастает. Кроме того, на сегодняшний день практически все дети, которым до конца текущего года ещё только исполнится 3 года, уже обеспечены местами в детских садах. В большинстве садов реализуются интереснейшие проекты, предполагающие дополнительные услуги для детей микрорайона, такие как: игровые центры, оздоровительные занятия и услуги, в том числе в бассейнах, группы выходного дня, игры-занятия и многое другое, интереснее и разнообразнее стала работа детских садов — Центров по работе с семьёй. Очень радует то, что отчасти меры, обозначенные на уровне Федерации как перспективные, уже нашли отражение в повседневной деятельности.
В садах активно используются современные и очень востребованные формы работы с родителями. На их официальных сайтах постоянно обновляются методические материалы по вопросам воспитания дошкольников, созданы интернет-сообщества, веб-страницы для активного общения родителей, налажена работа консультативных пунктов и адаптационных групп.
Чаще стали использоваться информационные технологии и в процессе образовательной деятельности в архангельских детских садах, педагоги предлагают интересные формы работы с одарёнными детьми. Наши малыши и их воспитатели успешно заявляют о себе на различного рода региональных и общероссийских творческих и интеллектуальных конкурсах, сообщила пресс-служба мэрии Архангельска.