Одним из вопросов, находящихся в сфере постоянного внимания Уполномоченного по правам человека в Архангельской области Любови Анисимовой, является организация труда лиц, находящихся в местах лишения свободы, условия и оплата их труда.
Особое значение этих вопросов обусловлено тем, что несоблюдение законодательства в данной сфере влечёт за собой нарушение прав не только осуждённых, но и других категорий граждан — несовершеннолетних, нетрудоспособных и престарелых, перед которыми у осуждённых имеются алиментные обязательства; лиц, пострадавших в результате совершения преступлений, перед которыми у осуждённых имеются обязательства по возмещению нанесённого ущерба.
В условиях отсутствия специального государственного механизма, гарантирующего компенсацию пострадавшим нанесённого преступлением вреда, единственным источником для этого остаётся заработная плата, получаемая осуждёнными в местах лишения свободы. Однако зачастую мизерный размер оплаты труда осуждённого или полное её отсутствие практически не позволяет жертвам преступных посягательств надеяться на реальное возмещение ущерба.
На протяжении последних лет устные и письменные жалобы от осуждённых, связанные с нарушением их трудовых прав, поступают в адрес уполномоченного систематически, составляя заметную долю в общем объёме обращений. Так, в 2012 году этим вопросам было непосредственно посвящено около 12% всех поступивших от осуждённых жалоб.
Жалобы осуждённых охватывают различные аспекты привлечения их к труду. Так, зачастую они вызваны невозможностью трудоустройства или трудоустройством на условиях неполного рабочего дня, что не позволяет осуждённым, стремящимся к исправлению и законопослушному поведению, выплачивать алименты и возмещать нанесённый преступлением вред, либо значительно ограничивает такие возможности. К аналогичным последствиям приводит и низкий размер оплаты труда, зачастую вызванный нарушениями со стороны администрации исправительного учреждения при его нормировании и учёте результатов деятельности. Недостаточная регламентация вопросов оплаты труда нередко позволяет администрациям исправительных учреждений использовать аргументы о «невыполнении норм выработки», «невыполнении производственного задания», «низкой выработке» и др. и закрывать месячные наряды на мизерные суммы — например, на 61 руб. за полностью отработанный месяц.
Однако особую обеспокоенность вызывают жалобы на привлечение осуждённых к труду без его оплаты. Практика невыплаты осуждённым заработной платы, к сожалению, получила распространение и принимает различные формы — такие, как привлечение к общественно-полезному труду на производственных объектах, для которых штатным расписанием предусмотрена оплата труда; привлечение осуждённых к труду без документального оформления и т.д. При этом многим из них предлагают писать заявление о работе без оплаты, на общественных началах.
Таким образом, данная информация позволяет сделать вывод, что осуждённые выступают в качестве не просто дешёвой, а в ряде случаев и бесплатной рабочей силы, существенно ограниченной в своих правах, в том числе обязанностью трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Сложившееся положение дел может уподобить труд осуждённых рабскому труду и не может не оказывать негативного эффекта на формирование у осуждённых стимулов к законопослушному поведению. В результате этого нарушения в сфере оплаты труда лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, многократно усиливают негативный социальный эффект для всего общества. Кроме того, они могут дискредитировать одну из задач уголовно-исполнительного законодательства — охрану прав, свобод и законных интересов осуждённых.