О причинах сложившейся ситуации и путях выхода из нее рассказал руководитель агентства по транспорту Архангельской области Дмитрий Деарт. В частности, он отметил, что для полноценного обеспечения транспортной доступности северян правительство Архангельской области еще в 2009 году приняло распоряжение об организации паромных переправ и наплавных мостов. А департамент транспорта и связи разработал методические рекомендации для муниципалитетов по подготовке нормативно-правовой базы, регламентирующей этот процесс на местах.
«Большинство районов области привели документы в соответствие всем требованиям, поэтому проходят навигационный период стабильно, осуществляя жесткий контроль над качеством и стоимостью муниципальных перевозок. Но есть и такие территории, которые не воспользовались принятыми методиками, что постоянно приводит к разного рода сложностям», — пояснил Дмитрий Деарт.
Напомним, в Виноградовском районе возникли проблемы с работой переправы Осиново — Березник. Правительство региона подключилось к решению этого социально значимого вопроса, выделив району более десяти миллионов рублей на ремонт парома и разработав совместно с муниципалитетом временную схему осуществления перевозок на период ремонтных работ.
В Холмогорском районе ситуация сложилась более остро: на территории, испещренной речными каналами, из-за отсутствия теплоходов фактически встали несколько переправ. В этой связи специалисты агентства провели несколько встреч с представителями администрации муниципального образования и главой района Павлом Рябко, наметив варианты разрешения вопроса транспортной доступности поселений.
«Из резервного фонда правительства региона еще в феврале этого года Холмогорскому району дополнительно был выделен миллион рублей на ремонт теплохода „Копь“, находящегося в муниципальной собственности. По информации муниципального образования, судно должно выйти на воду в середине июля», — подчеркнул Дмитрий Деарт.
Катер «Холмогоры», ранее работавший на переправе в МО «Копачевское» и принадлежащий частному перевозчику, тоже не может выйти в рейд, поскольку не допущен к перевозке людей из-за несоблюдения требований Российского речного регистра.
Помимо этого, в текущем году для организации перевозок власти района приобрели катер «Мечта» с баржой для пассажиров и грузов, который и должен был работать на переправе Матеры — Ухтострово. Катер соответствует требованиям речного регистра, а вот баржа нуждается в ремонте. Районные власти обещают ликвидировать недоработки к концу июля, после чего «Мечта» выйдет на линию.
Отметим, что правительство области еще в прошлом году организовало в МО «Ухтостровское» перевозку людей, которая осуществляется судном Архречпорта «Москва — 36». Но, к сожалению, полностью проблему это не решает: в исполнительный орган государственной власти продолжают поступать жалобы о невозможности перевозки грузов и транспорта от северян, имеющих на Ухтострове дачи и личные подсобные хозяйства.
«К сожалению, в компетенцию нашего агентства не входит речная перевозка грузов, транспорта или строительных материалов. За эти вопросы отвечают местные власти. Выходом из ситуации может стать строительство или покупка нового грузопассажирского судна на паритетных с муниципалитетом условиях. Такой вариант мы предложили властям Холмогорского района еще весной и ждем ответной реакции», — добавил Дмитрий Деарт.
Глава ведомства подчеркнул, что положительный опыт совместного строительства грузопассажирских судов уже есть: в прошлом году область оказала финансовую помощь Верхнетоемскому району, а в этом году на условиях софинансирования строятся суда для Онеги и Мезени. В 2014 году за счет государственно-частного партнерства агентство планирует закупить воздушные подушки «Арктика 3Д», которые обеспечат речные перевозки в Верхнетоемском и Приморском районах, сообщила пресс-служба правительства Архангельской области.
«Сейчас мы разрабатываем государственную программу „Развитие транспортной системы Архангельской области“ на период до 2020 года. Одним из ее мероприятий будет строительство или приобретение речных судов для осуществления грузопассажирских перевозок. С началом реализации этой программы ситуация с переправами постепенно начнет улучшаться и жители, несомненно, увидят позитивные перемены», — подчеркнул Дмитрий Деарт.