В Поморье с визитом прибыла Елена Драпеко, сыгравшая роль Лизы Бричкиной в картине «А зори здесь тихие». В преддверии Дня памяти и скорби был проведён опрос: людям предлагали назвать лучший фильм о Великой Отечественной войне. Фильм «А зори здесь тихие» занял почётное второе место. Опередил его «В бой идут одни «старики» Леонида Быкова».
Журналисты задали вопрос актрисе, почему за последние годы так упал уровень кинематографии в стране, почему кинопрокатчики потчуют население зарубежным ширпотребом и куда пропали из кинотеатров достойные российские картины.
«В России выросло новое поколение зрителей с «клиповым» сознанием, — отвечает Елена Драпеко. — Изменился зритель и, соответственно, стало востребовано другое кино».
Елена Григорьевна отметила, что государство озабочено этой проблемой. Так, правительством РФ было выделено пять миллиардов рублей на поддержку кинематографа, был создан Фонд поддержки кино, где сами кинематографисты должны были давать заказы на фильмы. В результате, заказы раздали между собой, а продукции так и не было произведено. С этого года «правила игры» поменялись и заказ будет осуществлять Министерство культуры.
«Конечно, тематику министерство сформулирует, но ведь для того, чтобы получилось кино — нужна душа, нужно, чтобы у кинорежиссёра, сценариста и артиста «болело». Только в таком случае кино станет разговором со зрителем. А сегодня кино — это способ заработать».
Кинотеатры перестали быть культурными учреждениями, а стали коммерческими. Главная задача владельца кинотеатра — окупить затраты и получить прибыль. Есть способ выхода из ситуации, который уже практикуется в других странах и некоторых городах России: многозальные кинотеатры. Там, кроме кино новинок, можно посмотреть и документальное кино, которое, как оказывается, тоже востребовано. Также в России долго бьются с идеей создания так называемых государственных кинотеатров, которые финансировало бы правительство. Издан даже указ президента, но, к сожалению, он не выполнен.
Елена Григорьевна отметила, что сейчас большое влияние имеет «лобби американского кино». Россия для него — гигантский рынок. Крупные американские киноструктуры заключают с российскими кинотеатрами годовые договоры и поставляют им фильмы «в пакете» по низким ценам: большинство фильмов из «пакета» уже окупились. Порой этот «пакет» из пяти фильмов стоит дешевле, чем один российский. Такая схема «душит» российский рынок и экономически и идеологически.
«Россия в год производит 70 фильмов и из них пять-шесть приличных. Американцы снимают 270 картин, индийцы — 400. И если мы выбираем из семидесяти фильмов, то кинопрокатчики — из целого набора», — говорит Елена Драпеко.
«Слабы и современные фильмы о войне: в них не хватает сочувствия к людям, их героев не жалко. Может, сами актёры не любят свои роли. Ведь по сути, это не фильмы про войну, это фильмы про людей, которые поставлены в нечеловеческие условия, — размышляет Елена Григорьевна. — Россия — страна с удивительной историей, из тысячи лет мы семьсот воюем. Как раз старые фильмы — они не о войне, а о людях. Почему нам так дорог старшина Васьков из «А зори здесь тихие»? Потому что он не машина для убийства, которые сегодня так популярны, он русский мужик, на которого одели форму и сказали: «иди». А когда показывают современные фильмы в стиле компьютерных воин, то это не болит, не волнует».
Также Елена Драпеко рассказала журналистам о своей политической деятельности и законопректах, которые она разрабатывает. В ходе визита в Поморье она посетила Архангельск, Новодвинск и Северодвинск, где встретилась с поклонниками своего творчества.